Главная » 2021 » Август » 19 » Гнесины
13:01
Гнесины
Кем были Гнесины, чьим именем названо музыкальное училище
2 дня назад
557 прочитали
Из 9 детей Фабиана и Бейлы Гнесиных семеро посвятили свою жизнь музыке. Каждый из братьев и сестер внес свой вклад в развитие русской и мировой музыкальной культуры.

Мемориальная доска семье Гнесиных в Ростове-на-Дону.
Основанное в 1895 году сестрами Гнесиными музыкальное училище в 1919 году было национализировано советским правительством (сестры остались в должности руководителей). В 1925-м учреждение стало называться "Государственным музыкальным техникумом имени Гнесиных". В 1936 году значительно расширившийся техникум получил статус Государственного музыкального училища им. Гнесиных. При этом его основательницы продолжали составлять ядро педагогического состава.

Сегодня канал "А дети кто?" расскажет о знаменитой семье и о том, что известно про потомков Гнесиных.

Гнесины - родители
Снова евреи? Да, снова евреи. Будем честными: без евреев русская культура была бы совсем иной.

Глава семьи Фабиан Осипович Гнесин - уроженец Минской губернии, появился на свет в 1837 году в небогатом еврейском местечке. Рос мальчишка без отца, и уже подростком знал, что ему уготована судьба идти в рекруты. Однако эта участь его отнюдь не прельщала.

От рекрутства Фабиан попросту сбежал. Преодолев практически пешком около 200 км до Вильно (нынешний Вильнюс), сумел поступить в раввинское училище (образование в этом духовном учебном заведении в ту пору давалось на высоком уровне).

В 1862 году Гнесин окончил училище, на следующий год женился, а в 1864-м уже вместе с женой переехал в Ростов-на-Дону, заняв по назначению место общественного раввина. На этой должности Фабиан Осипович прослужил 25 лет. Вместе с тем был членом городской управы, банковским служащим.

Фабиан Осипович Гнесин (1837-1891)
На второй год после ухода со службы, в возрасте 54 лет, Фабиан Гнесин скончался. Современники - от министра до простого дворника - вспоминали его как исключительно отзывчивого, умного человека, отличавшегося врожденным благородством и добротой.

В Российском государственном архиве литературы (бывшем ЦГАЛИ) в фонде Михаила Фабиановича Гнесина хранятся проповеди Фабиана Осиповича. По отзывам специалистов, все они отличаются не религиозной покорностью, а свободной и активной общественно-политической позицией.

Супруга Фабиана Осиповича Бейла (Белла, Изабелла) Исаевна, в девичестве Флётзингер, родилась в 1838 году в семье скрипача-клезмера из Вильно. Отец Бейлы был народным музыкантом, но сумел овладеть инструментом на уровне профессионала.

Свой музыкальный талант он передал дочерям. И Бейла, и три ее сестры рано проявили способности к пению, учились у Станислава Монюшко - известного польского композитора, классика вокальной лирики.

Бейла Исаевна Гнесина (Флётзингер) (1838-1911)
Все сестры стали профессионалами в музыке: Елизавета Данишевская и Цецилия Каведани (Каждан) - певицами (Цецилия, окончившая консерваторию Петербурга, позднее стала солисткой Миланского театра "Ла Скала"); Генриета Флётзингер - пианисткой.

Бейла же стала музыкальным педагогом - прежде всего, для своих девятерых детей.

Братья и сестры Гнесины
Многочисленные источники указывают, что детей у супругов Гнесиных родилось 12, но до взрослого возраста дожили лишь 9.

Александр
Александр родился в 1867 году. Постоянно звучавшая в доме музыка сформировала его вкусы, но призвание оказалось иным: Александр Гнесин стал инженером-электриком. До революции работал в фирме "Тюдор", после 1917-го был сотрудником треста "Ленинская искра".

Вместе с женой Анной Федотовной он воспитывал сыновей Николая (родился в 1900-м) и Михаила (1902 г.р.) и троих дочерей - Екатерину (1893 г.р.), Марию (1895), Елену (1897).

Так сложилось, что оба сына Александра Гнесина рано ушли из жизни. Дочери подарили родителям внуков, но и из них мальчишек забрала война. Род продолжился лишь через единственную внучку:

- Екатерина стала матерью двоих детей, родив в 1918-м дочь Марину и в 1924-м сына Евгения. Жизнь Марины сложилась благополучно. Она прожила 76 лет: вышла замуж, родила в 1946 году дочь Елену, успела вырастить внучку Юлию (1973 г.р.; Ефремова Юлия Григорьевна - заведующая лабораторией актерского мастерства ВГИКа; в 1996-м у нее родился сын Валентин, прапраправнук Александра Гнесина).

Евгений, в 1941-м окончивший 9 классов, сразу после начала войны ушел добровольцем на фронт. Не достигший призывного возраста парень воевал в партизанском отряде. Осенью 1941-го погиб при выполнении боевого задания. Долгие годы родителям ничего не было известно о его судьбе: ЦАМО не имела сведений о партизане. Александр Фабианович, скончавшийся в 1942 году в возрасте 75 лет, так и не дождался известий о внуке.

Внук Александра Гнесина 17-летним погиб в Великой Отечественной войне.
- Мария прожила долгую жизнь (82 года), была замужем (Шванский Вячеслав Васильевич). Но детей у супругов не родилось.

- Елена, прожившая до 1986 года (89 лет), в 1924-м стала матерью единственного сына Александра. Как и его двоюродный брат Евгений, юноша ушел на фронт Великой Отечественной - и погиб в 1942 году (по другим данным в 1943-м).

- Николай погиб в огне Гражданской войны. Для близких он навсегда остался 18-летним.

- Михаил, самый младший из детей Александра и Анны Гнесиных, прожил всего 2 года и ушел из-за внезапной болезни.

Владимир
Владимир появился на свет в 1896-м. Как и старший брат, он не увлекся музыкой настолько, чтобы сделать ее своей профессией. Он стал военным: участвовал в русско-японской войне, командовал ротой, служил военным комендантом Ташкента. В 1919 году навсегда покинул Россию, поселившись в США. За океаном бывший штабс-капитан полностью сменил род деятельности и стал фермером.

В браке с Прасковьей Михайловной у Владимира Фабиановича Гнесина родились две дочери: Юлия (1893 г.р.) и Евгения (1894).

О дочерях Владимира Гнесина известно лишь то, что и они в свое время покинули Россию, обе были замужем и каждая дважды стала матерью: у Юлии родились дочери Людмила и Татьяна, у Евгении - в 1913-м сын Владимир, в 1915-м - дочь Евгения. Найти о них более подробных достоверных сведений в свободном доступе не удалось.

Евгения
Евгения - старшая из дочерей Гнесиных - появилась на свет в 1870 году. Поначалу она, как и все другие дети в семье, получала домашнее музыкальное образование с помощью мамы и нанятых репетиторов. В 1883-м продолжила учебу уже в Москве, поступив на фортепианный факультет Консерватории (квота на обучение евреев была небольшой, но Евгения ее прошла, одновременно с этим подарив счастливый билет младшим сестрам).

Сестры Гнесины были дружны на протяжении всей жизни. Их объединяло не только кровное, но и духовное родство, единство интересов. Евгения Фабиановна - сидит слева в кресле.
К основным предметам добавились занятия по композиции и кружок любителей литературы и искусства под руководством молодого человека купеческого происхождения Константина Алексеева (в скором времени он станет известен театральному миру как Константин Станиславский).

В 1889 году Евгения Фабиановна Гнесина окончила педагогическое отделение фортепианного факультета с малой серебряной медалью.

По протекции своего наставника, ректора Консерватории Василия Ильича Сафонова, Евгения Гнесина еще во время студенчества начала педагогическую деятельность, давая частные уроки. Затем выпускница Консерватории была приглашена в Музыкально-драматическое училище при Обществе друзей литературы и искусства. Училище это, организованное А. Ф. Федотовым и Ф. П. Комиссаржевским, где вместе с Евгенией Гнесиной работали К. С. Станиславский и В. В. Лужский, действовало до 1891 года. После его закрытия Евгения Фабиановна вернулась к частным урокам.

В 1895-м, по инициативе Елены Гнесиной и при поддержке педагогов из Консерватории, сестры (Евгения, Елена, Мария) основали свое частное училище. Именно оно сейчас продолжает работу, сохранив имя своих создательниц.

В училище Гнесиных Евгения Фабиановна была ведущим педагогом, руководила разработкой учебных программ, общего направления развития, вела классы фортепиано и теории музыки (сольфеджио, элементарная теория, гармония). В 1903-м она задумала и создала в училище детский хор. Это был первый хор в музыкальных учебных заведениях Москвы! Он проработал под руководством Евгении Гнесиной до конца 1930-х. Репертуар для хора создавался специально композиторами, знакомыми сестрам Гнесиным по учебе в Московской консерватории - Александром Гречаниновым, Рейнгольдом Глиэром, Юлием Конюсом. С 1911 года участники хора ставили детские оперы, специально писавшиеся для них разными композиторами. Руководство всеми постановками осуществляла Евгения Гнесина.

Кроме того, в 20-х по заказу Наркомпроса (предшественника Министерства образования) Евгения Фабиановна разработала программу обучения для детских музыкальных школ, ставшую единой для всей РСФСР.

В 31 год (в 1901-м) Евгения Гнесина вышла замуж. Ее избранником стал историк, профессор Московского университета Савин Александр Николаевич. Главным предметом исследований Александра Николаевича была история Англии, он много времени проводил в научных экспедициях в Британии. Также, как и Гнесины, найдя возможность взаимодействия с новой властью, после Октябрьской революции Савин был профессором факультета общественных наук МГУ, сотрудником Института красной профессуры, Института истории РАНИОН, работал в архиве бывшего МИДа.

В начале декабря 1922-го Александр Савин уехал в Англию, чтобы продолжить исследования, прерванные Первой мировой войной. Но вскоре после приезда серьезно простудился и в конце января 1923-го ушел из жизни, так и не вернувшись в Москву.

Евгения Фабиановна Савина-Гнесина посвятила развитию училища всю свою жизнь.
Евгения Фабиановна, так никогда и не ставшая матерью, пережила супруга на 17 лет и ушла из жизни в апреле 1940-го. Единственными ее детьми были ее ученики, которым она посвятила всю свою жизнь.

Елена
Елена Фабиановна родилась в 1874 году. В 1885-м, окончив гимназию в родном Ростове-на-Дону, приезжает к сестре в Москву и, как и она, с легкостью поступает в Консерваторию.

В 1888-м, услышав ее выступление, ректор В. И. Сафонов переводит талантливую ученицу из младшего класса на старшее отделение, непосредственно на свой курс. В 1890-м Сафонов рекомендует Елену Гнесину приглашенному для преподавания в Консерватории Ферруччо Бузони. Проработав в России год, знаменитый итальянец признавал Елену Фабиановну единственной своей достойной ученицей: "Все русские были ленивы, но Гнесина по-настоящему талантлива", - писал он впоследствии.

В 1891-м, уезжая из Москвы в США, виртуоз звал любимицу с собой, предсказывая блестящее будущее. Но молодая пианистка наотрез отказалась покидать родную Россию, перейдя на обучение к Павлу Юльевичу Шлёцеру.

Параллельно фортепиано Елена осваивала композицию и вокал (по рекомендации педагогов Консерватории), принимала активное участие в ученических концертах, многочисленных общественных мероприятиях.

Елена Гнесина могла сделать головокружительную карьеру пианистки за океаном. Но предпочла педагогическую деятельность на родине, посвятив ей 75 лет из прожитых 93-х.
В 1893-м Елена Гнесина окончила Консерваторию с малой серебряной медалью. За время учебы она сблизилась с другими учениками, ставшими позднее яркими звездами русской музыкальной культуры: Сергеем Рахманиновым, Александром Скрябиным, Иосифом Левиным, Григорием Беклемишевым, Константином Игумновым.

В конце учебы Елена Гнесина уже начинает преподавать в Интернате гимназии Арсеньевых, обучая учеников игре на фортепиано. Именно ей в итоге приходит в голову идея открыть с сестрами собственную музыкальную школу.

Идея родилась не от прихоти: она была вызвана тяжелыми жизненными обстоятельствами, в которых оказались сестры Гнесины. В 1891-м скончался их отец. Младшие сестры и братья, не менее одаренные, чем старшие, рисковали остаться без достойного образования: платить за их обучение было нечем. Да и старшим нужно было как-то сводить концы с концами.

Бедственное положение талантливых учениц вызвало участие ценивших их педагогов Консерватории. Общими усилиями удалось обеспечить им места, которые было возможно совмещать с учебой. Но разрозненных заработков, которые имели старшие сестры, было недостаточно.

Тогда-то Елена Гнесина и задумала создать собственную школу. Именно она, наблюдая и анализируя формирование учебного процесса в Консерватории, разработала собственную методику обучения. Поддержка преподавателей Консерватории помогла сестрам найти первых учеников, а оригинальная методика Елены Гнесиной и педагогический дар, общий для всех сестер, позволили преодолеть конкуренцию среди множества частных заведений, где обучали музыке.

В 1919-м Елена Фабиановна, бывшая не только совладелицей школы, но и ее руководителем, пришла на прием к А. В. Луначарскому (они были знакомы еще до революции). Елена предложила наркому просвещения... национализировать школу Гнесиных.

Этот шаг, естественно, поддержанный наркомом, по сути, позволил заведению выжить в новых условиях. Помимо этого, заведующая теперь уже государственного учреждения Елена Гнесина активно сотрудничает с другими государственными образовательными учреждениями: под ее шефство попадают провинциальные музыкальные школы, она разрабатывает учебные программы и пособия (в том числе уникальную "Фортепианную азбуку", по которой иногда ведется обучение до сих пор), организует преподавание музыки в детских трудовых колониях.

В общей сложности педагогическая деятельность Елены Фабиановны Гнесиной продолжалась 75 лет. 70 из них - в учебном заведении, созданном по ее собственному замыслу. В 1935 году ей было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1943-м она стала профессором.

Мужа и детей у Елены Гнесиной никогда не было. Их заменили созданное ею училище и многочисленные воспитанники.
В 1929 году, со смещением Анатолия Васильевича Луначарского и приходом на пост наркома просвещения ставленника Сталина Андрея Сергеевича Бубнова, в жизни Елены Гнесиной и училища Гнесиных наступает тяжелый период. По решению РАПМа (Российской ассоциации пролетарских музыкантов) Елену Фабиановну снимают с должности директора. Она становится заведующей учебной частью, но в 1931-м ее выживают и с этого места.

Спасая свое детище, Гнесина отстаивает необходимость существования музыкальных школ в системе советского образования в принципе. Ей удалось победить: в 1932-м преследования прекращаются, РАПМ ликвидируется, а музыкальные школы признаются нужными и продолжают развиваться при поддержке властей.

Так что, если вы сами ходили или ваш ребенок ходит в музыкальную школу - благодарить за это можно Елену Фабиановну Гнесину.

Усилиями этой волевой, решительной женщины Училище имени Гнесиных не прекращало работы в период войны, помимо обучения организуя
и проводя множество мероприятий в помощь фронту. По ее инициативе открывались все новые звенья большого учебного комплекса, что позволило некогда скромной частной музыкальной школе вырасти в мощный музыкально-образовательный комбинат, включающий спецшколу, училище и вуз - Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных.

В 1948-м учреждение Гнесиных вновь попадает в водоворот политических событий. В этот раз его создательницы и значительное число педагогов становятся жертвами борьбы с космополитизмом из-за своего национального происхождения.

Сестры Гнесины: слева направо - Елизавета, Елена, Ольга.
Великолепные организаторские качества, упорство в сочетании с потрясающей дипломатичностью помогают Елене Гнесиной не просто сохранить комбинат, а добиться значительного его роста. Правда, реализовать грандиозные замыслы удалось уже после смерти Сталина: в 1953-м Е. Ф. Гнесина добивается назначения на директорский пост намеченного ею в преемники Ю. В. Муромцева (для этого он был освобожден от руководства Управлением театрами Министерства культуры), сама перейдя на должность художественного руководителя; в 1958-м она оставляет заведование фортепианной кафедрой, оставив для себя лишь индивидуальные занятия со студентами и аспирантами.

Главной направленностью ее действий становится реализация строительных проектов. В 50-60-е годы под ее руководством выстроены:
- вторая очередь здания института и Концертный зал;
- общежитие для студентов и кооперативный дом для педагогов "Гнесинки";
- новые здания для десятилетней и семилетней музыкальных школ;
- начато строительство 13-этажного здания для училища.
Елена Фабиановна прожила дольше всех своих братьев и сестер, до последних дней не прекращая работы. Когда большая квартира семьи Гнесиных опустела, она освободила значительную ее часть для размещения ректората Института, включая его директора.

Елена Фабиановна Гнесина прожила 93 года, продолжая работать до последнего дня.
"Железная леди" советской музыки ушла из жизни через несколько дней после своего 93-го дня рождения, 4 июня 1967 года. Но музыкальное образовательное учреждение, которое она задумала и создала, посвятив ему всю жизнь, продолжает работать. В 2004-м напротив Концертного зала РАМ имени Гнесиных был установлен памятник Елене Фабиановне, изображающей ее совсем молодой, играющей на фортепиано.

Памятник Е. Ф. Гнесиной - работа А. Н. Бурганова.
Личной жизни у Елены Гнесиной не было. Ее семьей и детьми были многочисленные ученики, о будущем которых она всецело заботилась. Среди самых известных ее учеников - пианист, педагог и композитор Лев Оборин, композитор Арам Хачатурян, дирижер, композитор, пианист Евгений Светланов, дирижер Геннадий Рождественский.

Мария
Данные о времени рождения Марии Гнесиной расходятся. Одни источники указывают 1871-й, другие - 1874-й, а то и вовсе 1876-й. Сопоставляя фото, точно известную дату рождения Елены Фабиановны (1874-й) и срок поступления Марии в Консерваторию, следует согласиться с тем, что верным является 1876 год.

Судя по фото, на котором сестры сами подписали свои имена, Мария явно младше Елены.
Она, вслед за Евгенией и Еленой, в 1891-м приехала в Москву и поступила в Консерваторию на педагогическое отделение фортепианного факультета. Не имея столь яркого музыкального дарования, как сестры, Мария Фабиановна была великолепным педагогом: добрым, терпеливым, достаточно требовательным, но при этом спокойным. Благодаря этим качествам она замечательно работала с самыми младшими учениками, присоединившись к работе сестер в созданной ими музыкальной школе.

Мария Гнесина не была выдающейся пианисткой, зато обладала педагогическим талантом.
Вместе с тем Мария Гнесина увлекалась живописью и декоративно-прикладным искусством. В экспозиции Мемориального музея-квартиры Елены Фабиановны Гнесиной представлены несколько замечательных аппликаций, созданных руками Марии Фабиановны.

В 1918 году Мария Гнесина тяжело заболела и в октябре скончалась. Замуж Мария Фабиановна никогда не выходила, детей не было.

Елизавета
Елизавета родилась в 1879 году. Единственная из сестер Гнесиных, не ставшая пианисткой - ее призванием оказалась скрипка.

Окончив в 1901-м все ту же Московскую Консерваторию, Елизавета Гнесина влилась в педагогический коллектив школы, организованной сестрами. В дальнейшем Елизавета Фабиановна вела не только класс скрипки, но и теорию музыки, сольфеджио, ансамблевую игру. Она же руководила в целом струнным отделом и оркестром.

Елизавета Гнесина - единственная из сестер не стала пианисткой, выбрав скрипку.
Еще до революции Елизавета Гнесина дважды вышла замуж и дважды стала мамой.

Первый раз - в год выпуска из Консерватории. Ее супругом стал соученик и "золотой" выпускник Консерватории Александр Вивьен - скрипач, дирижер, режиссер, хормейстер, педагог (выступал под псевдонимом Горев).

В 1903-м в семье родился сын, названный в честь отца Александром. Но уже в 1907-м семья распалась. Возможно потому, что Александр Вивьен, начав сценическую деятельность, переехал сначала в Киев, затем в Петроград, а после в Воронеж. Для Елизаветы Фабиановны оставить Москву и общую для всех сестер Гнесиных школу было немыслимо. (Это лишь предположение автора, достоверных сведений в источниках нет.)

Спустя два года после расставания с первым мужем Елизавета Гнесина вновь выходит замуж. Вторым ее избранником становится скрипичный мастер Евгений (Генрих) Францевич Витачек (чех по происхождению).

Уже в 1910-м у супругов родился сын, названный Фабий, в честь деда по матери. Елизавета Гнесина и Евгений Витачек прожили в браке до 1936 года.

Сестры Гнесины с матерью Бейлой Исаевной.
Елизавета Фабиановна скончалась в 1953 году. Уход ее существенно ускорили переживания, связанные с кампанией против космополитизма, развязанной в СССР в послевоенные годы: ей пришлось уйти из института, что стало сильнейшим стрессом для пожилой уже женщины.

Старший сын Елизаветы Гнесиной Александр (Шура) Вивьен скончался в 8 лет. Мальчик был очень одарен музыкально, уже в раннем возрасте проявлял способности к сочинению музыки. Его ранний уход стал огромным ударом для матери.
Фабий Витачек был одарен как музыкант очень многогранно. Пойдя по стопам матери и деда, он великолепно освоил скрипку. В 1929-м окончив техникум имени Гнесиных, получил квалификацию пианиста. Кроме того, в 1931-м окончил Московскую Консерваторию по классу композиции и проявил себя как замечательный композитор.
После завершения учебы Фабий Витачек несколько лет концертрировал, выступая как аккомпаниатор и исполняя свои произведения. В 1935-м Фабий Евгеньевич пришел преподавателем инструментовки в училище имени Гнесиных. В 1943-м стал преподавателем музыкальной литературы в Московской консерватории.

В декабре 1944-го Фабий Витачек был призван на фронт из Казани, где был в эвакуации вместе с преподавательским составом Московской Консерватории. В 1945-м, после Победы, он вернулся в институт Гнесиных как доцент по классу инструментовки и чтения партитур. С 1974-го - профессор.

В 2020 году
Фабий Евгеньевич Витачек был женат. Но детей у него с супругой Ниной Константиновной не было.

В сентябре 1983-го Фабий Витачек, сын Елизаветы Фабиановны Гнесиной-Витачек, ушел из жизни в возрасте 73 лет. Его вкладом в музыкальную культуру стали более 30 произведений, несколько учебно-методических пособий, изданных в 70-х, и многочисленные ученики, среди которых были Эдуард Колмановский, Микаэл Таривердиев, Сергей Трубачев, Алексей Муравлев, Давид Тухманов.

Ольга
Самая младшая из сестер Гнесиных Ольга появилась на свет в 1881 году. В год, когда не стало отца, девочке было всего 10 лет. С этого времени сестры взяли на себя заботы о ней.

Самая младшая из сестер Гнесиных - Ольга.
С детства Ольга любила живопись и театр. Она сама увлеченно писала маслом и была постоянной участницей самодеятельных театральных выступлений. Но профессией ее все же стало преподавание музыки.

Она была единственной из сестер Гнесиных, прошедшая обучение не в консерватории Москвы, а в их собственной "семейной" школе. В 1901 году она стала одной из первых двух выпускниц школы, получив диплом с №2. После этого Ольга присоединилась к старшим сестрам, влившись в дружный педагогический коллектив.

Ольга Гнесина стала одной из первых выпускниц школы, созданной сестрами.
Требовательные и ответственные старшие сестры, дорожившие репутацией заведения, в течение 30 лет доверяли Ольге Фабиановне исключительно начинающих учеников - как детей, так и взрослых, ранее не занимавшихся музыкой. Лишь только убедившись в ее безупречной работе, Елена, Евгения и Елизавета доверили ей подготовку выпускников.

Уже в зрелом возрасте Ольга Фабиановна вышла замуж за генерал-майора авиации, профессора Военно-воздушной академии им. Жуковского, руководившего кафедрой химии и ГСМ, Дмитрия Константиновича Александрова.

Родных детей у супругов не было, но вместе они воспитали приемную дочь Елизавету. Лиза, по примеру мамы, стала музыкальным педагогом.

Похоронив мужа в 1947-м, Ольга Фабиановна Гнесина-Александрова поселилась в одной квартире с сестрой Еленой. Ее комната позднее стала кабинетом директора института, а после ухода из жизни Елены Фабиановны - частью Мемориального музея.

В 1955-м Ольга Фабиановна вышла на пенсию по состоянию здоровья. Но она продолжала вместе с сестрами принимать активное участие в жизни их общего детища. В марте 1963 года Ольга Гнесина ушла из жизни. Младшая из сестер знаменитой семьи прожила 82 года.

Михаил
Сын Михаил в семье Гнесиных родился в 1883 году. Как и все дети в семье, начальное музыкальное образование получил дома, занимаясь с матерью и частными педагогами. Мише сразу преподавали скрипку и фортепиано.

С 1892-го по 1899-й мальчик учился в Петровском реальном училище в родном Ростове-на-Дону. Его отличали разносторонние интересы, широкий кругозор. В юности он увлекался историей (особенно античной Грецией), этнографией (что позднее отразилось на его музыкальных произведениях), литературой.

К 17 годам Михаил определился с выбором профессии и, при безусловной поддержке семьи, отправился поступать в Московскую консерваторию. Однако, несмотря на то, что три его сестры уже выпустились из этого учебного заведения, а четвертая училась, вопреки исключительному личному расположению ректора Консерватории Василия Ильича Сафонова, профессиональная подготовка Михаила Гнесина оказалась недостаточной для прохождения квоты для иудеев.

Чтобы обойти эту процентную норму, Сафонов предлагал юноше перейти в православие. Однако отречься от веры предков Михаил категорически отказался. (К концу жизни он остался единственным из детей Гнесиных, кто придерживался иудейства.)

В итоге для Михаила нашелся иной вариант: он представил романсы своего сочинения знаменитому в тот период композитору Анатолию Лядову, профессору Петербургской Консерватории. Признание и поддержка преподавателя позволили Михаилу в 1901 году поступить в консерваторию в Петербурге.

В 1905-м Гнесин на год был исключен из учебного заведения за активное участие в революционных студенческих выступлениях. В этот год он совершает путешествие по Италии, Греции, Палестине, Египту, близко знакомится с поэтами-символистами Александром Блоком, Вячеславом Ивановым, Константином Бальмонтом, Федором Сологубом. Эта среда дала основу для цикла ранних романтических произведений Михаила Гнесина - он пишет проникновенную музыку к стихам своих друзей.

Одобрение этих произведений Н. А. Римским-Корсаковым помогло Гнесину восстановиться и продолжить обучение.

Большую роль в судьбе Гнесина сыграло знакомство с пианистом и дирижером Александром Зилоти (зятем Павла Третьякова). Организуя просветительские концерты, Зилоти перемежает произведения уже признанных композиторов с музыкой новых, молодых творцов. Михаил Гнесин становится одним из любимых начинающих авторов знаменитого пианиста-популяризатора.

Имя Михаила Гнесина, завершившего учебный курс в 1909 году, было занесено на доску выдающихся выпускников Консерватории. Первым в списке на этой доске был П. И. Чайковский.

Среди тех, кто учился вместе с Михаилом Гнесиным у Н. А. Римского-Корсакова, был Игорь Стравинский. Еще во время учебы Игорь Федорович убеждал своего сокурсника, что в России у его таланта не будет перспектив. Сам Игорь в итоге так и остался в эмиграции: сначала уезжая с семьей на зиму из холодного Петербурга, затем решив переждать в Швейцарии Первую мировую, а затем уже окончательно - после революции 1917-го.

Но патриотично настроенный Михаил Гнесин считал важнейшей своей задачей просветительскую работу. В 1911-м М. Ф. Гнесин сначала едет вместе со своим другом А. Н. Дроздовым в Екатеринодар (нынешний Краснодар), а полтора года спустя - в родной Ростов-на-Дону.

В Ростове Гнесин разворачивает на удивление активную деятельность: организует музыкальные фестивали, на которые приезжают самые известные музыканты; проводит праздники искусств, открывает 3 музыкальные школы, музыкальную библиотеку, консерваторию. Он проводит концерты и лекции (не только по музыке, но и по античному искусству в Археологическом институте), преподает, берется за руководство консерваторией...

Жители Ростова-на-Дону помнят о заслугах своего знаменитого земляка.
Удивительное дело: все это ему удается в условиях Революции и начавшейся Гражданской войны. Ростов несколько раз переходит от красных к белым и наоборот, а Михаил Гнесин умудряется найти общий язык и договориться со всеми! Белым генералам приходятся по душе концерты, которые организует неутомимый менеджер-Гнесин, а красные комиссары оказываются воодушевлены лекциями, которые Михаил Фабианович разработал специально для рабочих.

В 1921-м Гнесин покидает Ростов и некоторое время работает в Берлине. Здесь у него есть соблазнительная перспектива остаться в Европе или переехать в Палестину, где ему очень нравится. Однако после раздумий и метаний Михаил Фабианович с семьей возвращается в Россию.

В 1923-м Михаил Гнесин поселяется в Москве и присоединяется к сестрам, беря на себя часть предметов, преподаваемых в училище. Он полностью берет на себя преподавание композиции, ведя работу новаторскими методами. В частности, он был твердо убежден, что преподавать композицию надо сразу, а не после изучения теоретических основ. Кроме того, Михаил Фабианович впервые начал преподавать композицию детям.

Именно из школы Михаила Гнесина выросли такие известные в последующие годы советские композиторы как Арам Хачатурян, Тихон Хренников, Андрей Эшпай, Сигизмунд Кац, Евгений Голубев, Евгений Месснер, Сергей Разоренов, Арон Степанян, Юрий Слонов (работавший под псевдонимом Юрий Грин).

В 1929-1932-м Михаил Фабианович вместе с Еленой Фабиановной всеми возможными методами борется с РАПМ. Его объявляют "классовым врагом", отстраняют от работы в Консерватории, травят в специализированной прессе. Все это Михаил Гнесин выдерживает с честью, продолжая работу и борьбу.

Из этой битвы Гнесины выходят победителями, сумев доказать верность своих приоритетов в искусстве и образовании для соблюдения государственных интересов.

Однако испытания на этом не завершаются: судьба по-прежнему испытывает Михаила Фабиановича "на прочность". Поэзия символистов объявлена "вредным декадансом" и вместе с ней доступ на эстраду закрывается романсам, написанным Гнесиным на стихи своих друзей-поэтов. Не попадает в число "значимых" национальная еврейская музыка, которой также уделено немалое внимание в творчестве М. Ф. Гнесина. Новые произведения рождаются все реже - много сил отнимает преподавательская и административная работа, особенно в условиях непрекращающейся борьбы. Едва Гнесин восстанавливается в Консерватории и нормализует учебный процесс - педагогический факультет закрывают.

Кризис усугубляется кончиной в 1934 году первой жены Михаила Фабиановича - Надежды Товиевны (в девичестве Марголиной). Их брак продлился 27 лет.

В поисках успокоения Михаил Фабианович женится второй раз: избранницей становится одна из его студенток (разница в возрасте между супругами 10 лет) Ванькович Галина Маврикиевна. Вместе с ними живет сын Гнесина от первого брака Фабий (родившийся в 1907-м юноша с раннего возраста страдает психическим заболеванием, поэтому до конца жизни находится на попечении отца).

Оставив Москву, вместе с семьей Михаил Фабианович переселяется в Ленинград. Но и здесь судьба продолжает наносить ему тяжелые удары.

В 1937-м погибает самый младший из Гнесиных - Григорий.
В 1941-м начинается война. Ленинград оказывается в кольце врагов.
Гнесин с супругой и сыном эвакуируются сначала в Йошкар-Олу, затем в Ташкент. Осенью 1942-го, не выдержав лишений блокады и суровых условий в эвакуации, умирает 35-летний Фабий.
В 1944-м по приглашению сестры Елены Михаил возвращается в Москву и приступает к работе во вновь образованном Институте имени Гнесиных, возглавив кафедру композиции.

Проходит всего 4 года - и по всей стране разворачивается мощная борьба с "формализмом" в музыке. Под удар попадают многие композиторы, среди которых любимцы Гнесина - Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев. Осторожная, но настойчивая защита опальных музыкантов приводит к "ответной реакции": кафедру Гнесина в Институте приказано закрыть из-за "недостаточной идейно-воспитательной работы со студентами".

Михаил Фабианович находит способ сохранить кафедру: он уходит на пенсию, передав должность заведующего своему успешному ученику - Араму Хачатуряну.

Следующие 6 лет Михаил Гнесин работает над статьями и книгой воспоминаний о своем учителе Римском-Корсакове, создает еще несколько музыкальных композиций.

В мае 1957 года 74-летний Михаил Фабианович Гнесин скоропостижно скончался от инфаркта.

Самый младший из детей Фабиана и Бейлы Гнесиных Григорий родился в 1884 году. В год, когда не стало отца, ему исполнилось всего 6 лет.

Григорий резко отличался от всех братьев и сестер. С возрастом за ним закрепилась репутация "черной овцы": он не стремился осесть на одном месте, проводил значительную часть времени в путешествиях, а о родных вспоминал, как правило, когда требовались деньги.

Имея великолепные музыкальные способности, он первоначально направляется в Петербург и поступает в Технологический институт на химика. Однако вскоре бросает учебу и отправляется в Европу.

Романтик, бунтарь и бродяга - Григорий Гнесин был совсем не похож на старших братьев и сестер.
Сначала в Германии (Дармштадт), затем в Женеве Григорий продолжает учиться химии. Затем все бросает и уезжает на полтора года в Италию, где принимается учиться пению.

В 1904-м младший Гнесин возвращается в Россию. Через брата Михаила он входит в музыкальные круги Петербурга. Его знакомят с композитором Александром Глазуновым: мэтр восхищен одаренностью юноши - его приятным баритоном, способностью легко воспроизвести на гитаре любую мелодию, только что услышанную. С протекцией Глазунова Григорий Гнесин попадает в Консерваторию Петербурга, чтобы продолжить профессиональное образование.

Но сбыться этому не дает бунтарский характер Григория: он оказывается в числе студентов-зачинщиков протестных акций. Гнесина арестовывают и на полтора года отправляют в тюрьму.

На чувствительной, нервной натуре это обстоятельство сказалось не лучшим образом. И без того непоседливый молодой человек, выделяющийся из всех членов своей благовоспитанной, порядочной буржуазной семьи, становится еще более нервным.

После заключения Григорий Гнесину запрещено оставаться в Петербурге, и он живет на Карельском перешейке - в этот период там поселяются многие представители "богемы". Здесь Григорий знакомится с Леонидом Андреевым, Корнеем Чуковским, Владимиром Маяковским, Всеволодом Мейерхольдом. Сдружившись с ними, он принимается за писательство, пробуя писать авангардистские пьесы в духе декадентства. Большинство произведений этого периода не дошло до читателя, оставшись в рукописях.

Относительно долго прожив в Карелии, Григорий вновь отправляется в Италию. Там он переживает Первую мировую. Вернувшись в Россию, живет в Петрограде - теперь ему никто в этом не препятствует.

В Петрограде, вновь попав в окружение творческой молодежной "богемы", Григорий Гнесин часто выступает в кафе "Бродячая собака", исполняя там под гитару неаполитанские песни (это было новшеством для России). В публикацию попадают его поэтические переводы неаполитанских песен, выходит книга "Бродячий певец".

В 1997 году книга Григория Гнесина была переиздана.
Революция 1917-го встречена Григорием Гнесиным с осторожностью: он еще не понял, принимать ли ее. Чтобы осознать происходящее, он покидает столицу и оседает в Мурманске, устроившись в театральный отдел железной дороги. В следующие два года он пишет пьесы и музыкальные зарисовки, ставит по ним спектакли, готовит очерки, переводы с немецкого и итальянского.

В конце 1919-го Григория, как беспартийного и "несознательного" сдвигают со всех творческих постов, переводя на положение бухгалтера. Конторским служащим работать неинтересно - и Григорий ищет связи, которые помогут ему вернуться из Мурманска в Петроград.

Это удается. Гнесин попадает на радио. Здесь, при поддержке Чуковского, Маршака, Шварца, Хармса, Олейникова, он активно занимается просветительской деятельностью, создавая для юных радиослушателей передачу "Дядя Гриша рассказывает". В программе звучат не только произведения этих известных детских авторов - звучат переводы и песни, сочиненные на их стихи самим Гнесиным.

В свободное время Григорий Фабианович собирает ценнейшую коллекцию старинных опер и хоровых произведений (в большинстве - итальянских). Из этой коллекции он формирует нотную библиотеку Радиокомитета, заведующим которой становится. Вместе с тем по заказу Ленинградской филармонии Гнесин делает переводы либретто нескольких крупных произведений - "Севильского цирюльника", "Страстей по Матфею". Кроме того, иногда Григорий выступает как драматический актер в нескольких любительских театральных труппах.

"Композитор Григорий Гнесин". Карандашный портрет работы Владимира Маяковского.
В этой бурной деятельности Григорий Гнесин, тем не менее, находит силы для личной жизни:

В 1909 году гражданская жена Потемкина Анастасия Михайловна рожает Григорию сына Сергея. Их он указывает в составе семьи, заполняя в 1918-м анкету при устройстве на Мурманскую железную дорогу.
В 1921-м рождается дочь Евгения, матерью которой становится Руднева Мария Владимировна.
2 ноября 1937 года 53-летний Григорий Гнесин арестован в "польском потоке", признан виновным в шпионаже на латвийскую разведку (вместе с 36 другими обвиняемыми) и расстрелян 4 февраля 1938-го. (Реабилитирован в 1956-м.)

Где в этот момент находились первая жена и сын Григория Гнесина - источники умалчивают. Их судьба далее Мурманской ЖД не прослеживается.

Жена Мария и дочь Евгения вскоре после ареста Григория Фабиановича были сосланы в Башкирию. Родственники (и Гнесины, и брат Марии архитектор Лев Владимирович Руднев) сумели добиться их возвращения в Ленинград. Но спасти Григория им всем, сообща, не удалось.

В 1942-м Мария Руднева-Гнесина, сотрудница этнографического музея, скончалась в блокадном Ленинграде. Евгению в 1943-м удалось эвакуировать на Большую землю. Пережив оккупацию в Пятигорске (куда ее привезли из Ленинграда), после освобождения Кавказа Советской Армией Женя Гнесина поселилась с тетями в Москве.

В 1947-м Евгения Григорьевна окончила Театральное художественно-техническое училище. 4 года работала по специальности в столичных театрах - бутафором. Затем перешла на преподавательскую работу: вела в родном ТХТУ историю материальной культуры.

Евгения Григорьевна Гнесина, дочь младшего из Гнесиных - Григория Фабиановича.
Педагог из Евгении Гнесиной вышел замечательный: она общалась с учениками (среди которых были те, кто приходил на курсы повышения квалификации) не только в учебной аудитории. Даже в преклонном уже возрасте она неутомимо ходила с ними в походы и на экскурсии, всегда готова была принять в гостях, поддержать, защитить.

После 20 лет работы в училище Евгения Гнесина перешла в Центральную театральную библиотеку ВТО-СТД, где проработала еще 20 лет. Параллельно, начиная с 1969 года, на общественных началах вела работу в Мемориальном музее-квартире Елены Фабиановны Гнесиной.

Евгения Гнесина была не только удивительно грамотным экскурсоводом, знавшим жизнь семьи Гнесиных "изнутри", но и передала на хранение музею спасенные ею и дядей, Михаилом Гнесиным, архивные материалы, в том числе ранее не публиковавшиеся рукописи своего отца.

Евгения Григорьевна Гнесина ушла из жизни в 93 года, в 2014-м. Ни мужа, ни детей у нее не было.

***

Вклад удивительной семьи Гнесиных в музыкальную культуру - не только русскую, советскую, а всего мира! - трудно переоценить. Дело, начатое ими в конце XIX века, продолжается их последователями, преподающими сегодня в Российской Академии Музыки имени Гнесиных.

Прямых наследников у создательниц училища Евгении, Елены, Елизаветы, Марии и Ольги Гнесиных не осталось. Кровные потомки существуют лишь по линии старших братьев Александра и Владимира, не сохранив фамилии. Возможно, существуют также потомки по линии сына Григория - Сергея Григорьевича Гнесина. Но в открытых источниках его судьба не прослеживается далее 1918 года, когда ему было 9 лет.
Категория: Забытые и незабытые актерские судьбы | Просмотров: 160 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]