Главная » 2021 » Ноябрь » 10 » Орсон Уэллс
10:00
Орсон Уэллс
ОРСОН УЭЛЛС
ORSON WELLES

GEORGE ORSON WELLES

Американский кинорежиссёр, актёр, сценарист.

Джордж Орсон Уэллс родился 6 мая 1915 года в маленьком городке Кеноша, вблизи Чикаго (штат Висконсин, США).
Его отец, Ричард Хед, — изобретатель-самоучка. Мать, Беатриса Айвз, — известная пианистка.
Орсон был разносторонне одарённым ребёнком. С десяти лет он участвовал в школьных спектаклях, рисовал декорации и руководил репетициями, брал уроки "серьёзной живописи". Юный Уэллс был также музыкантом, фокусником, знал наизусть всего Шекспира.

В 1931 году Орсон поехал в Ирландию на этюды. Истратив почти все деньги на покупку осла и повозки, незадачливый художник остался практически без средств к существованию. Несколько дней он провёл ночуя под повозкой.
Когда ночи стали холодными, Уэллс приехал в Дублин и на последние деньги купил билет на спектакль театра "Гейт". Среди статистов оказался знакомый ему студент. Он представил Орсона директору театра, и молодой человек получил первую роль. Здесь выяснилось, что у Уэллса незаурядный актёрский талант.

После гастролей по Ирландии Уэллс отправился в Испанию. В Севилье он писал детективы, выступал в роли тореадора под псевдонимом Американец в бою быков.

Вернувшись в Америку, Уэллс благодаря протекции писателя Торнтона Уйльдера устроился актёром в передвижную театральную труппу, а 14 апреля 1936 года в гарлемском театре "Лафайет" состоялась скандальная премьера спектакля "Макбет" в его постановке.
В 1937 году Уэллс и продюсер Джон Хаузмен организовали на Бродвее собственную антрепризу — «Меркьюри-тиэтр» (Mercury Theatre). Здесь Уэллс добился международного признания за новаторский для того времени подход к постановке шекспировского "Юлия Цезаря": одетые в современные костюмы актёры играли на сцене без декораций, освещённые причудливым светом.

В 1938 году труппа «Меркьюри-тиэтр» стала выступать с еженедельными радиоспектаклями на канале CBS. Радиотеатр открылся постановкой «Дракулы» Брэма Стокера. Вскоре Уэллс осуществил радиопостановку по роману Герберта Уэллса «Война миров», сделав пародию на радиорепортаж с места событий. Действие было перенесено в «настоящий момент», в 30 октября (канун Дня всех святых, когда принято пугать и разыгрывать окружающих) 1938 года в штат Нью-Джерси. Из шести миллионов человек, слушавших трансляцию, один миллион поверил в реальность происходящего. Возникла массовая паника, десятки тысяч людей бросали свои дома (особенно после призыва якобы президента Рузвельта сохранять спокойствие), дороги были забиты беженцами, американцы устремились как можно дальше от Нью-Джерси, а моторизованная полиция, напротив, была направлена в Нью-Джерси. Телефонные линии были парализованы: тысячи людей сообщали о якобы увиденных кораблях марсиан властям. На флоте были отменены увольнения на берег. Впоследствии властям потребовалось 6 недель на то, чтобы убедить население в том, что нападения не происходило. После постановки радиошоу приобрело скандальную известность, и в декабре того же года его спонсором стала компания "Кэмпбелл Суп" (Campbell Soup). Радиотеатр сменил название на «Кэмпбелл плэйхаус» (Campbell Playhouse). Увеличившийся благодаря спонсорской поддержке бюджет позволил приглашать для участия в постановках звёзд театра и кино, таких как Лоуренс Оливье, Лайонел Берримор и другие (оборотной стороной спонсорской поддержки стала необходимость включать в каждый выпуск по три и более рекламы супов Кэмпбелл). В общей сложности, Уэллс принял участие в 78 постановках (из них 56 в рамках «Кэмпбелл плэйхаус»), после чего вынужден был покинуть шоу в конце марта 1940 года из-за невозможности совмещать участие в радиоспектаклях с работой в кино. После ухода Уэллса постановки продолжали выходить в течение ещё одного сезона.

Молодым режиссёром заинтересовался Голливуд. Уэллс требовал контракта, обеспечивающего ему творческую свободу. После долгих переговоров такой контракт был подписан. На студии "РКО" 24-летний Уэллс получил уникальную возможность быть одновременно и автором, и актёром, и режиссёром.
Правда, вскоре выяснилось, что темы, интересовавшие Уэллса, "не годились", его сценарии не нравились, знаменитости отказывались у него сниматься, а руководство студии не решалось финансировать картину без кинозвёзд...
В течение одиннадцати месяцев шли споры. Впрочем, Уэллс не терял времени и напряженно изучал кинотехнику и киноискусство.

Наконец 30 июля 1949 года он приступил к съёмкам фильма "Гражданин Кейн". На все основные роли Орсон пригласил актёров театра "Меркюри". В октябре 1940 года Уэллс завершил работу над фильмом. По общему мнению, дебютная работа 25-летнего режиссёра стала тем единственным фильмом, который после прихода звука в кино оказал значительное воздействие на мировой кинематограф.
Рассказывая историю Кейна, Уэллс и его соавтор Герман Манкевич многое почерпнули из биографии газетного магната Уильяма Рэндольфа Херста. Узнав об этом, миллиардер обещал продюсерам большие деньги,если они уничтожат негатив. Фильм тем не менее вышел в прокат, но газеты Херста сделали все, чтобы его потопить. Студия потеряла 150 тысяч долларов.

Съёмку своей второй картины — "Великолепные Эмберсоны" (1942) — Уэллс окончил в то время, когда падали бомбы на Перл Харбор. Затем он принял участие как актёр, сценарист и продюсер в создании детективного фильма "Путешествие в страх".
В это время в Голливуде повели борьбу с расточительством. Их "Эмберсонов", ещё не смонтированных, вырезали (без ведома автора) несколько важных сцен и объявили фильм коммерческим провалом. Уэллса обязали оплатить переделки "Путешествия в страх" и грубо выставили за двери "РКО".

Произошли перемены и в личной жизни режиссёра. 7 сентября 1943 года Орсон заключил брак с кинозвездой Ритой Хейуорт (его первая жена, светская красавица Вирджиния Николсон, происходила из высшего чикагского общества, у них был сын Кристофер).

Уэллс продолжал работать на радио как автор и актёр (а во время войны и как пусблицист-обозреватель), принимал участие в концертах для отбывающих на фронт олдат — он показывал фокусы. 7 июня 1944 года, всего через сутки после высадки союзников, Орсон вёл захватывающий репортаж из Нормандии.
Уэллс был либералом левого толка и поддерживал прогрессивные преобразования президента Рузвельта, являясь членом его знаменитого "мозгового треста". Президент даже советовался с ним по поводу своих речей. Орсон участвовал в предвыборной компании Рузвельта.

В Голливуде же новых контрактов ему не предлагали. Уэллс начал много пить. В декабре 1944 года Рита родила дочь Ребекку, но это не спасло их давший трещину брак.
Для встреч с актрисами Орсон снимал квартиру на территории компании "МГМ". Осенью 1945 года Хейоурт объявила, что расстаётся с мужем. Официально они развелись 10 сентября 1947 года. Позже избранницами Кэллса будут Ирта Китт, которую он называл "самой волнующей женщиной на свете", и югославская актриса Ойя Кодар.

С января 1945 года Уэллс вел рубрику политических новостей в ряде центральных газет, а после войны совмещал работу в театре с деятельностью на телевидении.
Наконец благодаря личной поддержке известного продюсера Сэмюэля Спигеля ему удалось вернуться на киностудию в роли постановщика. Правда, условия были жёсткие: Спигель контролировал не только монтаж, но и съёмки. Возможно, именно по этой причине антифашистский фильм "Чужестранец" (1946) не стал лучшим произведением Уэллса.
В 1948 году Орсон получил возможность поставить ещё две картины — "Леди из Шанхая" и "Макбет". после неудачного проката обеих картин режиссёр был вынужден переехать в Европу.

Париж, Лондон, Рим, Марокко, Венеция — Уэллс снимал и снимался всюду, где только имелась возможность.
За "Макбетом" вышел "Отелло" (1952), получивший на Каннском кинофестивале "Золотую пальмовую ветвь". На съёмки фильма в различных концах света ушло около четырёх лет.

В 1955 году Уэллс женился на Паоле Мори. У них родилась дочь Беатрис.
Через два года режиссёр вернулся в Голливуд, где поставил "Печать зла" на основе детективного романа Уита Мастерсона "Знак зла". Однако основательная переработка, которой Уэллс подверг литературный первоисточник, вызвала недовольство голливудских продюсеров. Даже триумфальный успех картины в Европе их не успокоил.

Новая страница творчества Уэллса открылась 1962 годом. В течение пяти последующих лет ему удалось снять три фильма, процесс создания которых он контролировал на всех стадиях, от сценария до окончательного монтажа: "Процесс" (1962), "Полуночные колокола" ("Фальстаф", 1966) и "Бессмертная история" (1967).

В 1975 году на экраны вышел художественно-документальный фильм "Ф как фальшивка" (1975), который стал последней большой работой мастера.

Уэллс исполнял главные роли во всех своих фильмах, играл также в картинах других режиссёров. Одной из его самых известных актёрских работ стала роль Гарри Лайма — бойкого и беспринципного дельца, спекулирующего в годы войны на «чёрном рынке» ("Третий человек" — The Third Man, 1949).

Умер в Лос-Анджелесе 10 октября 1985 года от инфаркта.
Категория: Забытые и незабытые актерские судьбы | Просмотров: 164 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]