Главная » 2022 Январь 6 » Об Эльдаре Рязанове
13:53 Об Эльдаре Рязанове | |
Самара, он же Куйбышев, — родной город всенародно любимого кинорежиссера СССР. Учился тем не менее будущий гений в Москве, во ВГИКе, и даже свою дипломную работу назвал «Они учатся в Москве». Мы бы ее с интересом посмотрели, да жаль, не сохранилась. Зато выжил второй документальный фильм Рязанова — получасовой киноочерк «Дорога имени Октября», снятый в 1951 году. 1955. «Счастливая юность» («Весенние голоса») Первый художественный фильм Эльдара Рязанова сопровождает запутанная история. Советский Союз разработал собственный стандарт широкоэкранного кино — так называемый «широкий экран». И как раз в 1955 году систему требовалось обкатать. Выбор пал на музыкальный фильм «Счастливая юность», который решено было снять в экспериментальном формате. Рязанову и поручили эту работу. Именно Рязанов сделал первый советский широкоформатный кинофильм. Жаль, что в таком виде его почти никто не посмотрел, так как в стране существовало лишь два широкоформатных зала. В массовый прокат отправилась обычная «узкая» версия фильма. Только по каким-то непостижимым причинам ей дали другое название — «Весенние голоса». 1956. «Карнавальная ночь» Известно, что молодой Рязанов тяготел к серьезным формам искусства, и уж точно не планировал становиться комедиографом. Все его планы мигом разрушил маэстро советского экрана режиссер Иван Пырьев. «Мосфильм» поручил Пырьеву к Новому году родить новогоднюю комедию. А Пырьев, как сейчас любят говорить, делегировал полномочия. Он утвердил режиссером Эльдара Рязанова. Отобранная на фильм актриса в итоге не прижилась, ее почти сразу уволили, а Пырьев в панике носился по коридорам студии в надежде кого-то найти. И наткнулся на никому не ведомую дебютантку Людмилу Гурченко. Она оказалась даже слишком хороша — пришлось переписать сценарий, чтобы сделать ее главной героиней. Чиновники «Мосфильма» и худсовет вынесли вердикт, что фильм ужасен. В том году «Карнавальная ночь» стала самым кассовым кинофильмом в СССР. Да, в те времена люди ходили на кино без зомби и космических людоедов. Наших предков не понять! 1962. «Гусарская баллада» В 1957 году Рязанов снял ныне напрочь забытую комедию «Девушка без адреса», в 1961-м — еще более забытую комедию «Человек ниоткуда» с Юрским и Яковлевым про первобытного дикаря в СССР. Лишь в 1962-м Рязанов смог наконец поставить действительно важный для него фильм. «Гусарскую балладу» готовили к 150-летию Бородинской битвы. Да, фильм стал хитом, но при этом подарил народу скандального персонажа — поручика Ржевского. Главной же головной болью обернулись поиски артистки на роль кавалеристки Шуры Азаровой. Почти все актрисы все равно выглядели как дамы, когда их наряжали в мужское платье. Никто не ожидал такого подвоха. 1965. «Дайте жалобную книгу» Сатирическая комедия о работниках общепита — совсем не худшая картина Рязанова. Симпатичная и стильная, как многие другие советские фильмы, снятые на закате хрущевской «оттепели». Сейчас ее обычно вспоминают в связи с тем, что на экране появляются вместе Юрий Никулин, Георгий Вицин и Евгений Моргунов. До этого троица ассоциировалась исключительно с короткометражками Леонида Гайдая. 1966. «Берегись автомобиля» Идея фильма родилась как итог, можно сказать, недоразумения. В народе ходил городской миф про советского Робин Гуда, человека, который отбирал машины у богатых, а деньги раздавал сиротам. В СССР ведь как повелось? Если народ о чем-то шепчется, значит, так оно и было, просто власти скрывают. Кинематографистам пришлось обращаться в правоохранительные органы, чтобы узнать имя того самого героя. Внезапно выяснилось, что иногда миф — это просто миф. Реального прототипа Деточкина в природе не существовало. На роль Деточкина кого только не перепробовали! И все же главными кандидатами оставались Юрий Никулин и Иннокентий Смоктуновский. Эпопея с подготовкой фильма затянулась настолько, что фактически надо было поймать момент, когда кто-то из этих двоих освободится. Подходящий график в подходящий момент оказался у Смоктуновского. Любопытно: Смоктуновский сыграл десятки великих ролей, но народ его знает в первую очередь как Деточкина и уже потом вспоминают «Девять дней одного года» или «Преступление и наказание». 1968. «Зигзаг удачи» В 1968 году Рязанов ставит трагикомедию на вечную тему: выигрышный лотерейный билет. В данном случае фигурирует, правда, облигация внутреннего займа. На центральную роль планируют брать все того же Иннокентия Смоктуновского, однако тот слег с обострением туберкулеза, а на площадку с этим идти нельзя. С трудом уговорили кадровиков утвердить кандидатуру Евгения Леонова. Уличные сцены снимались в Москве в лютый холод, актеры то и дело выпивали на площадке, чем приводили Рязанова в бешенство. У фильма возникли проблемы с критикой и прокатом. Зато здесь впервые в большом кино возникает Георгий Бурков. 1971. «Старики-разбойники» Бурков появляется и в следующем фильма Рязанова — всенародном хите «Старики-разбойники» про пенсионеров, задумавших музейное ограбление. Главным шутником на площадке, как обычно, стал Юрий Никулин. Он знал, что Евстигнеев спустя рукава читает сценарии и лепит много отсебятины на съемках, так что в один день Никулин внезапно спросил Евстигнеева, готов ли тот к завтрашним испытаниям. «А что у нас завтра?» — распереживался Евстигнеев. «Как, ты забыл сценарий? Мы же прыгаем с парашютами! Я вот уже предупредил семью. Мало ли что…» — объяснил Никулин. Евстигнеев тотчас помчался к начальству, чтобы ему выдали дублера-парашютиста. 1973. «Невероятные приключения итальянцев в России» Советские граждане удивлялись, с чего это вдруг наш народный режиссер Рязанов и наши народные Миронов и Евстигнеев вдруг оказались в совместной итало-советской комедии. Ответ и в самом деле любопытный. В 1970 году на экраны вышел другой итало-советский фильм — эпос «Ватерлоо» продюсера Дино Де Лаурентиса, его снимал за бешеные деньги Сергей Бондарчук. Когда прокат фильма завершился, выяснилось, что Дино Де Лаурентис все еще должен «Мосфильму» какие-то деньги. Вот на них-то и решено было снять «Невероятные приключения итальянцев в России». По большому счету эта комедия снята на сдачу от «Ватерлоо». Или, как тогда любили шутить, на сданные бутылки. 1976. «Ирония судьбы, или С легким паром!» Главный новогодний артефакт СССР возник из самой что ни на есть интеллигентской байки. В артистических кругах многократно пересказывалась история о том, как группа друзей напилась 31 декабря в бане. В финале попойки композитор и литератор Никита Богословский подобрал самого пьяного товарища и шутки ради отправил его поездом в Киев, вручив проводнице деньги, веник и портфель товарища. Богословский всячески отрицал свое участие в неэтичном инциденте, и все же из искры возгорелся фильм. Поменяли в сценарии только поезд на самолет — по сугубо прозаической причине. В поезде бы наш герой протрезвел, еще не достигнув Санкт-Петербурга. В это трудно сейчас поверить, но в СССР «Ирония судьбы» не была обязательным элементом новогодней телепрограммы. Советское телевидение показало его всего-то пять раз — в 1976, 1979, 1983, 1989 и 1991 годах. Духовные нужды простого народа в Стране Советов удовлетворялись по остаточному принципу. Потом были «Служебный роман», «Гараж», «Терминатор-2» (если мы ничего не путаем). Но это уже другие истории, которые мы прибережем на будущее. | |
|
Всего комментариев: 0 | |