Главная » 2022 Январь 7 » Виктор Чистяков
22:46 Виктор Чистяков | |
Его друг и коллега Геннадий Хазанов, кстати, как-то сказал, что Виктор был похож на комету - так неожиданно он появился на эстрадном небосклоне и столь же неожиданно исчез. А ведь и действительно - появился Чистяков на эстраде внезапно и, можно сказать, случайно. Он вообще не был эстрадным исполнителем. Во всяком случае, по образованию. Окончил актерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кино (ЛГИТМиК, сейчас Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ)). До этого учился в музыкальной школе по классу кларнета. А туда попал после того, как с трудом стал выдерживать нагрузки в вагановском хореографическом училище. Хотя артист балета из него мог бы получиться очень хороший - он был первым учеником в классе. Но против занятий балетом был его отец, по мнению которого, балет - это не мужское занятие. К слову, отдать юного Витю в хореографическое училище посоветовала знакомая их семьи, которая сама была балериной. Она увидела, что мальчик обладает несомненным талантом и великолепными способностями. Впервые это проявилось, когда Вите было всего три года. Мама, сама заядлая театралка, взяла его на "Лебединое озеро", а когда они вернулись домой, то мальчик устроил продолжение представления. Он подражал увиденным движениям, изящно их копировал, талантливо импровизировал. По нему было видно, что он продолжает слышать музыку. Возможно, всё бы так и закончилось домашними концертами, но, когда Витя окончил первый класс, мать отвела его всё-таки в хореографическое училище. На два десятка мест претендовало несколько сотен учеников. Но Виктор, к изумлению всех домашних, выдержал этот конкурс. Но, к сожалению, долго не смог выдержать ослабший за блокаду детский организм - ведь Виктор родился в 1943 году в Ленинграде. И, после седьмого класса ему пришлось оставить училище. Чтобы не конфликтовать с отцом, Витя пошел учиться на настоящую мужскую специальность - на токаря в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Как потом вспоминала его сестра Галина, рассказы Виктора о его учёбе тоже превращались в настоящие представления. Слушая, как он таскает болванки по цеху, как он пытается что-то с ними сотворить, семья просто лежала от смеха. Впрочем, настоящую "мужскую" профессию он приобрёл - удостоверение токаря на радость папе получил. А параллельно окончил и музыкальную школу. И тут же, с первой попытки, поступил в театральный институт. В институте без Виктора не обходился ни один концерт, ни один студенческий капустник. Правда, если в студенческой жизни за пределами аудиторий Виктор был более чем активен, то сама учёба была для него на втором плане. Он постоянно опаздывал на лекции. Причём, каждый раз находил новое объяснение и оправдание своему опозданию - от внезапно разведённых мостов до колонны танков, перегородившей дорогу к институту. Часто шутил над своими друзьями и даже преподавателями. Так однажды профессор Лев Гительман подойдя к аудитории, где он должен был читать лекцию, с удивлением услышал себя, уже что-то рассказывающим студентам. Это Чистяков голосом профессора веселил своих друзей. К счастью, у Льва Иосифовича было хорошее чувство юмора и, войдя в аудиторию, он попросил Чистякова продолжать. Искусство пародии не входило в число учебных предметов в театральном институте, хотя именно здесь Виктор впервые сделал и вокальные пародии - на популярнейших тогда певцов Сергея Лемешева и Ивана Козловского. Учился Виктор в мастерской Татьяны Сойниковой вместе с будущими звёздами театральной сцены Ленинграда - Романом Громадским, Владимиром Особиком, Валерием Петровым, Сергеем Заморевым. Его дипломной работой была роль Короля в спектакле по пьесе Евгения Шварца "Обыкновенное чудо". Сыграл он потрясающе. Громадский потом говорил, что это было лучшее исполнение Короля, включая игру Евгения Леонова в фильме Марка Захарова. Ещё на первом курсе он влюбился в свою однокурсницу - Наталью Рыбакову. В семнадцать лет она была настоящей русской красавицей - статной, пышной, с завораживающим взглядом серых глаз. Правда, к окончанию института она сильно похудела, что, впрочем, было ей тоже к лицу. Чистяков шутя звал ее Матрин Денёв. Перед самым выпуском, в середине мая 1966 года, они сыграли студенческую свадьбу. Виктор хотел работать с Натальей в одном театре. Из-за этого он даже отказал самому Георгию Товстоногову, который приглашал его к себе в БДТ, но одного, без Натальи. В итоге они распределились в Ленинградский драматический театр имени Веры Комиссаржевской, главный режиссёр которого Рубен Агамирзян согласился взять их обоих.Но в Комиссаржевке для Натальи практически не находилось ролей - она играла лишь в массовках. Да и у Виктора была лишь одна значимая роль - нищего Гэмфри в "Принце и нищем" по повести Марка Твена. Но Виктор не отчаивался. Как раз тогда он и начал серьёзно заниматься пародией, если можно так выразиться. Он близко сошёлся со Станиславом Ландграфом и Ильёй Резником, у которых тоже было очень мало ролей в театре. А однажды кому-то из них пришла в голову мысль (кому конкретно, за давностью лет никто не помнит) - талант пародиста Виктора Чистякова продемонстрировать со сцены. Ландграф с Резником написали несколько текстов, переиначив песни тогдашних звёзд эстрады, а Чистяков их исполнил. Выступление произвело фурор, и стало понятно - вот оно, то что нужно. И в 1968 году Виктор вышел на эстраду с пародиями на Людмилу Зыкину, Эдиту Пьеху, Леонида Утёсова и других, популярнейших тогда исполнителей. Программу назвали "Радиоконцерт по заявкам для тех, кто спит". Позже эта программа, а также программа "Голубые города" вошли на виниловый диск Виктора Чистякова, выпущенный фирмой "Мелодия". Звёзды по-разному относились к тому, что показывал Чистяков. Николай Сличенко, например, обижался на Виктора, Зыкина тоже не очень любила его, а вот Клавдия Шульженко, как правило, им восхищалась. Рассказывают, что однажды она, услышав по трансляции "Синий платочек", сказала: "Да ведь это я пою... Но слова какие-то странные." А это была пародия на неё в исполнении Чистякова. А как-то на радиостанции "Юность" поставили в эфир запись куплета в исполнении Майи Кристалинской, а затем - в исполнении Виктора Чистякова и предложили слушателям определить - какой куплет поёт певица, а какой - Чистяков? Слушатели так и не смогли определить, кто какой куплет исполнил, настолько были схожи голоса. А Илья Резник как-то сказал, что Чистяков пел лучше тех, кого он пародировал - его голос звучал чище, интонации были точнее, образ более выверенный.Виктор гениально пел чужими голосами. Особенно ему удавалось пародировать женские голоса. Он "один в один" исполнял песни Анны Герман, Майи Кристалинской, Эдиты Пьехи. Но он блестяще копировал и певцов-теноров Ивана Козловского, Николая Сличенко, Полада Бюль-Бюль оглы. При этом он успешно воспроизводил и баритоновые голоса Эдуарда Хиля, Владимира Трошина. Есть легенда, что во время съёмок документального фильма о Сергее Лемешеве нужно было, чтобы в кадре Лемешев спел отрывок из арии. Но Сергей Яковлевич был уже в том возрасте, что некоторые ноты в этой арии были ему уже неподвластны. Создатели фильма попросили Чистякова помочь. И тот перепел арию, голосом "один в один" великого советского тенора. А когда Иван Семёнович Козловский услышал пародию на себя и Лемешева в исполнении Чистякова, то был так поражён, что долго не мог прийти в себя. В конце концов, великий Козловский попросил найти телефон Чистякова, позвонил ему и попросил о встрече.Чистяков быстро стал очень популярным. Его постоянно приглашали на радио, ни одного праздничного телевизионного "Голубого огонька" не обходилось без его участия. Те четыре года, что он находился в зените своей славы, он работал практически на износ. С середины 1968-го по май 1972 года он дал более тысячи концертов. Иногда их было по шесть в день. Причем, ни о каких фонограммах тогда и речи не было. Правда, справедливости ради, стоит сказать, что у Чистякова не было ни одной сольной программы, продолжительностью более получаса. Поэтому он участвовал исключительно в сборных концертах. Но одно его имя на афише обеспечивало аншлаг. Когда он стал популярным, власти Ленинграда выделили ему с женой небольшую двухкомнатную квартиру в престижном доме на Гаванской улице Васильевского острова. Впрочем, тихого семейного гнёздышка из неё не получилось - у Чистякова постоянно кто-то гостил. А когда однажды ему позвонила актриса Мария Ганицкая, работавшая вместе с Чистяковым в театре имени Комиссаржевской, и сказала, что её с мужем выгоняет хозяин квартиры, которую они снимали, то Виктор не раздумывая предложил им жить в его квартире. Чистяков любил слушать Эдит Пиаф, Грету Гарбо, Марлен Дитрих. Он мог их пародировать, но в концертные программы эти пародии практически не включал, так как народ, в массе своей, зарубежных исполнителей, за редким исключением, не знал. Кстати, все тексты, которые Виктор исполнял с эстрады, проходили предварительную проверку на благонадёжность. И порой доходило до абсурда. Так, цензура запретила пародию на популярную детскую песню "Оранжевое небо", которую исполняла восьмилетняя Ирма Сохадзе. Помните: Оранжевое небо, Оранжевое море, Оранжевая зелень, Оранжевый верблюд. Оранжевые мамы Оранжевым ребятам Оранжевые песни Оранжево поют. Пародия, написанная Станиславом Ландграфом, звучала так: Наш химический завод выкрасил природу, В небо дым его идёт, а отходы в воду, Живописец химзавод, дым оранжевый идёт, Оранжевая речка, Оранжевая травка, Оранжевые лодки Качаются везде. Оранжевые дети Поймали на рассвете Оранжевую рыбку В оранжевой воде Песня была признана антисоветской, и петь её не разрешили. Постепенно Виктор стал заниматься практически только эстрадой. По два-три раза в неделю его вызывали в Москву, чтобы он исполнил свои пародии на каком-нибудь важном мероприятии. При этом звонили из министерства культуры или даже из ЦК КПСС прямо Агамирзяну, чтобы тот не чинил никаких препятствий. Разумеется, это не устраивало главного режиссёра театра, где Чистяков продолжал числиться. В конце концов, такое положение перестало устраивать и Агамирзяна, и Чистякова. Они расстались, и Виктор с Натальей уехали в Москву. Сначала Чистяков пытался устроиться в Театр на Таганке к Юрию Любимову. Тот готов был взять Виктора, но был категорически против Натальи. Повторилась история с БДТ и Товстоноговым - без Натальи Виктор не хотел работать у знаменитого режиссёра. Марк Захаров сказал, что Чистяков - не театральный актёр. В конце концов, Виктора вместе с женой взял в свой театр главный режиссёр Московского драматического театра имени Гоголя Борис Голубовский. В театре как раз собирались ставить спектакль "Тётка Чарлея", и главную роль там должен был сыграть Чистяков. А ещё в Москве Виктор подружился с Юрием Энтиным. Известный поэт и сценарист написал тогда пять текстов песен для нового мультфильма и очень хотел, чтобы их исполнил Чистяков. Композитор Алексей Рыбников сочинил музыку к этим песням, а Виктор Чистяков даже записал их с оркестром Георгия Гараняна. Но это была демозапись, предполагалось, что вскоре будет записано всё на студии. Но мультфильм так и не был снят. К слову, существует легенда, что в мультфильм "Голубой щенок" того же Юрия Энтина всё же вошла одна песня в исполнении Чистякова - песня Рыбы-пилы: Это дело я люблю, это дело я люблю, Всё на свете я пилю. Но, на самом деле, она звучит в исполнении Александра Градского. При всей свой дикой популярности и известности, Виктор Чистяков был очень ранимым человеком. Однажды он сказал Юрию Энтину: Вы не представляете, как мне страшно перед началом концерта! Потому, что у меня нет ни малейшей техники, у меня голос не поставлен, и каждый раз волнуюсь: получится — не получится? Мне всё время кажется, что в один момент я выйду, объявят пародию на Козловского, а у меня и близко не получится, и потому что вызываю дух Козловского, представляю, что я Козловский, и тогда у меня получается, но, я думаю, если вдруг в один ужасный момент этого не случится, то меня просто освистают, побьют... Виктор очень обрадовался тому, что он с Натальей будет играть, как и в Ленинграде, в одном театре. Они даже поменяли свою ленинградскую квартиру на квартиру в Москве, недалеко от Белорусского вокзала. Но жизнь распорядилась иначе... В мае 1972 года Виктора Чистякова пригласили участвовать в концерте, посвящённом 25-летию Харьковской оперетты. С ним должна была полететь и Наталья - как раз на этот день, 18 мая, выпадала годовщина их свадьбы, и она хотела отпраздновать её вместе с мужем в Харькове. Но в последний момент Виктор уговорил её остаться. Он предложил отметить дату в Москве сразу по его возвращению. Но вернуться ему не пришлось - самолёт потерпел катастрофу, погибли все 122 человека, находившихся на борту. Прах Виктора Чистякова был захоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. | |
|
Всего комментариев: 0 | |