Главная » 2022 Январь 26 » Плятт и его "пляттские шуточки"
11:44 Плятт и его "пляттские шуточки" | |
> > > > Многим молодым людям сегодня неизвестно имя Ростислава Яновича Плятта. > А ведь в советское время это был очень известный и любимый народом > артист. Добрейший и интеллигентный, обладавший великолепным чувством > юмора. Если уж сам Юрий Никулин считал, что Ростислав Плятт лучше всех > в Москве рассказывает неприличные анекдоты, причем в очень > интеллигентной манере?! Их так и называли «пляттскими анекдотами». > Передать на бумаге их невозможно – для этого нужны интонация > Ростислава Яновича, его мимика, его бархатный голос, его обаяние. > Поэтому просто расскажем несколько историй из жизни замечательного > актера. > > Его отцом был известный ростовский адвокат Иван Иосифович Плятт, по > происхождению «поляк, правда сильно обрусевший», матерью — Зинаида > Ивановна Закаменная, украинка родом из Полтавы. > В своих мемуарах Плятт писал: «Мне рассказывали, что у моей колыбели > сходились две бабки — Жозефина Феликсовна, мать отца, и Александра > Лукинична, мамина мать, — и начиналась тихая битва. Одна следила, > чтобы дитя не усвоило ничего из хохляцкой речи, другая, наоборот, > охраняла слух ребёнка от всяческих полонизмов. Успеха добились обе: > когда я вырос, выяснилось, что я не знаю ни одного языка, кроме > русского». > > Начав со школьного театрального кружка, в мечтах Слава уже видел своё > имя на афише. Но, по его мнению, мешало только чересчур заурядное > отчество – Иванович. И тогда шестнадцатилетний Плят решил > похулиганить. Придя получать паспорт, он заменил отчество на Янович, а > к фамилии прибавил дополнительную букву "т" – для звучности. Во МХАТ > его тогда не взяли, но юношу заметили. Режиссёр театра познакомил > дебютанта с Юрием Завадским. Бок о бок они проработали больше 50 лет. > > Там, где появлялся Ростислав Янович, сразу становилось весело. > Обладатель манер английского аристократа, он обожал своими шутками > вгонять в краску дам. Анекдотами от Плятта заслушивалась вся Москва. > Когда артист был особенно в ударе, мог и похулиганить, но только – > интеллигентно. > > Однажды еще до войны, молодой актёр играл с коллегами в покер на > интерес. Ну и проиграл, а так как денег не было друзья потребовали > чтобы он искупался голышом под стенами Кремля. Милиционеры шутку не > оценили. Плятта задержали, составили протокол, но сообщать на работу > не стали. Документ о приводе в милицию артист бережно хранил вместе с > наградами и с удовольствием демонстрировал. > > С Фаиной Раневской он снимался в фильме «Подкидыш» в 1939 году. Плятт > один из немногих артистов, кто сумел найти с вздорной и ехидной Фаиной > Георгиевной общий язык. Как настоящий джентльмен, он легко пропускал > мимо ушей все колкости в свой адрес. > > Во время войны некоторые режиссеры пытались снять Плятта в роли > жестоких фашистов. Но отрицательного персонажа из Плятта не вышло – > любые герои в его исполнении получались обаятельными. > > Одно время в парикмахерских, ресторанах, банях СССР висели объявления: > «Чаевые оскорбляют достоинство советского человека». Плятт, > рассчитываясь с парикмахером, неизменно приговаривал, косясь на > плакат: «Обожаю оскорблять достоинство советского человека». > Расплатившись и дав при этом щедрые чаевые, спрашивал: «Я достаточно > оскорбил ваше достоинство?» > > Актер Анатолий Адоскин по молодости играл с Пляттом в спектакле > «Стакан воды». Роль очень скромная, из серии «Кушать подано», надо > было выйти на сцену и объявить появление героя, которого играл Плятт: > «Посланник французского двора маркиз де Торси!». Увидев, что молодой > артист волнуется, Ростислав Янович подошел к нему и, как в старом > театральном анекдоте, попросил: «Постарайтесь не сказать «посранник» > вместо «посланник» и «марксист» вместо «маркиз». Неудивительно, что в > результате Адоскин именно так и сказал. > > Вообще же, для того, чтобы разыграть коллег, Плятту было достаточно > показать им на сцене палец. Он делал это на спор, предупреждая > актеров, с которыми ему предстояло вечером играть, о том, что это так > и будет. Они отчаянно доказывали, что даже не улыбнутся, но когда > Ростислав Янович во время действия, отвернувшись от зрителей, > показывал одному из них указательный палец, тот начинал буквально > умирать от смеха. > > Коллеги платили ему той же монетой. В одном из спектаклей он должен > был опознавать тело, лежащее под простыней на каталке. Чего только не > выдумывал актер, игравший труп: то тюбетейку надевал, то косынку, то > приклеивал нелепые усы и бороду - благо в костюмах и гриме в театре > недостатка нет. Плятт на розыгрыши никогда не обижался, наоборот, > ценил их. Лучшим, на его взгляд, шутником в театре Моссовета был Осип > Наумович Абдулов, отец Всеволода Абдулова. Они с Пляттом все время > соревновались, кто придумает розыгрыш посмешнее. Когда Абдулов умер, > Плятт должен был говорить речь, но после того как директор театра > объявил: «А сейчас последнее слово скажет Ростислав Пляттыч Ян!», не > выдержал и начал - впрочем, как и все вокруг, - давиться от смеха, а > потом, наклонившись над гробом, сказал: «Осип, ты и с того света со > мной шутишь!». > > Грамотно, элегантно, не нарушая хода сцены, разыграть, или как говорят > в театре "расколоть" партнера всегда считалось своего рода шиком у > актеров - больших и не очень. Тут были мастера своего дела - шоумены > высшей пробы. И среди них долго первенствовал Ростислав Янович Плятт. > В чопорной пьесе с конфликтом между хорошим и очень хорошим он вдруг > выносил на сцену чудовищных размеров блюдо с бутафорскими пельменями и > назойливо предлагал отведать партнерам... > > Однажды актер Михаил Консовский (принц в фильме "Золушка") решил > «отомстить» и разыграть Плятта. В спектакле "Стакан воды" он появился > в роли гонца, которому дают поручение куда-то немедленно отбыть с > бумагами. Эпизод на десять секунд, не больше. Консовский возник в > образе дряхлого 97-летнего старца. На требование Плятта немедленно > отбыть с бумагами он реагировал неадекватно: > - Ась? > В атмосфере зарождающегося безумия Плятт повторил требование. > - Кого это? - заскрипел "гонец". > Сцена мучительно затягивалась. Ростислав Янович силой впихнул старцу > бумаги, которые, разумеется, тут же вывалились из его слабеющих рук. > Давясь и отворачиваясь в кулисы, все персонажи начали собирать листы. > Кончилось тем, что, собрав бумаги, Плятт схватил гонца на руки и вынес > со сцены. > > В темпераментной сцене с Марецкой Ростислав Плятт появился почему-то > охрипшим, хотя его персонаж должен был запеть по ходу действия. > - В чем дело?! Что с тобой?! - поперек текста спросила Марецкая, > знавшая за Пляттом многие кренделя. > - У меня катар верхних дыхательных путей, - пожаловался Ростислав > Янович театральным шепотом. > - Пой нижними! - без паузы предложила хозяйка Театра имени Моссовета. > И Плятт запел "нижними". Это была отдельная песня. > > В спектакле «Милый лжец» партнёршей артиста была Любовь Орлова. > Актриса относилась к работе очень серьёзно и не любила театральные > шутки и розыгрыши. Однажды Орлова зашла к Плятту за час до начала > спектакля — ей хотелось повторить сценку. Но в гримёрке её ждал не > интеллигентный кавалер, а… в стельку пьяный. Тут же валялись пустые > бутылки. В ужасе актриса позвонила администратору. Тот её успокоил: > «Мы уже всё знаем и нашли замену. Вот сейчас загримируем его под > Плятта и пришлём к вам — репетировать». Через несколько минут к > Орловой заходит совершенно трезвый Плятт и говорит не своим голосом - > «Здравствуйте, я Сеня. Сегодня заменяю Ростислава Яновича. Говорят, > что Орлова очень пристально разглядывала «Сеню» и почти поверила, но > Плятт не выдержал и засмеялся, рассказав о розыгрыше. Она не > разговаривала с ним месяц. > > Плятт был женат два раза, и оба раза удачно. Его первая супруга - > удивительная женщина, рыжеволосая красавица с синими глазами актриса > Театра имени Моссовета Нина Бутова. Она была старше, любила домашних > животных, могла купить на последние деньги какую-то ерунду, потому что > «захотела». И угрожала повеситься, если муж променяет ее на Верку…На > самую большую и главную любовь его жизни Веру Марецкую. О, там все > было так закручено, любой латиноамериканский сериал отдыхает. > Негромкий служебный роман Марецкой и Плятта длился много лет. В театре > о нем, конечно, все знали. Но осуждать не смели. > > Когда молодой Ростислав только пришел в студию Завадского, Вера была > уже женой режиссера. А потом началась мыльная опера. Плятт женился на > Нине. Завадский оставил Марецкую и их маленького сына ради Галины > Улановой. Вера Петровна попыталась создать новую семью, родила дочь, > но муж погиб во время войны… > > Не один десяток лет Завадский, Марецкая и Плятт работали вместе. Но > при том, что главреж и Вера Петровна давно не были супругами, Плятт > так и не решился сделать предложение любимой женщине – бывшей жене > своего учителя. А когда после смерти Завадского осмелился, Вера > Петровна ответила: «Поздно». . По иронии судьбы, первая жена Плятта > Нина Владимировна и Вера Петровна ушли в один год, с разницей в > несколько месяцев. Когда любимых женщин не стало, Плятт сильно > затосковал, почувствовал себя одиноко. И стал присматриваться к… жене > друга юности Николая Литвинова - Людмиле. Как там все было на самом > деле, теперь вряд ли кто расскажет – сам Плятт ни словом, ни > пол-словом о делах сердечных не обмолвился. Только с Николаем дружба > прекратилась, а с Людмилой бездетному 70-летнему актеру оказалось на > редкость тепло. И комфортно. На 20 лет моложе Плятта, она оставила > работу диктора на радио, полностью посвятив себя дому и мужу. > > Умер Ростислав Плятт в 1989 году, похоронен на Новодевичьем кладбище. > В 1993 году квартиру актера ограбили. В газетах писали, что воры > «унесли с собой столовое серебро на 12 персон и 20 государственных > наград актера, в числе которых была и золотая звезда Героя > Социалистического Труда». Ни одна из наград Ростислава Плятта пока не > найдена. > > > | |
|
Всего комментариев: 0 | |