Главная » 2022 Февраль 10 » Фотограф Плотников об Аркадии Райкине
22:48 Фотограф Плотников об Аркадии Райкине | |
Помню, Райкину никак не давали театра в его родном Петербурге. Тогда там правила администрация Романова. Аркадий Исакович до последнего упирался, не хотел переезжать в Москву. Только из-за того, что надо было что-то оставить после себя сыну, он на это пошел. В Москве же он сразу получил здание. Правда, чудовищное и нелепое -- бывший кинотеатр, в нем играть можно было лишь на небольшом пространстве перед киноэкраном. В своих ролях и масках он, разумеется, был интересен, но оформление его спектаклей зачастую выглядело скромным, дешевым и не очень изящным. На этот же спектакль он пригласил интересную художницу по фарфору, выполнившую костюмы в духе итальянской комедии, удивительные по красоте и правдоподобию, напоминавшие платья из коллекции Эрмитажа. Что, замечу, является большой редкостью для сценического костюма, который при ближайшем рассмотрении обычно представляет собой крашеную марлю и картон. Сам спектакль был удивительно роскошен и живописен -- с видами Вероны, Сиены, Флоренции. Аркадий Исаакович необыкновенно любил жизнь и был замечательным юмористом. Но когда в театре появился Михаил Жванецкий и Райкин стал исполнять его тексты, это оказалось на сто голов выше, чем его прежние, бичующие пороки сатирические миниатюры. Для самого Аркадия Исаковича такое сотрудничество стало мощным, интересным опытом, тем более жалко, что они со Жванецким расстались. Райкин в результате потерял больше. Причина -- в достаточно тонкой ситуации, про которую никто особенно не любит распространяться. Я думаю, виной тому актерское самолюбие. Аркадий Исакович привык, что он в театре первый и единственный. Если вспомнить старые его программы, то там Райкин выбегал со сцены только затем, чтобы переменить парик и костюм, и снова оказывался на публике. Все остальные просто ему помогали. Разумеется, он был достаточно демократичным и прогрессивным человеком, помогал Саше Дольскому, когда тому было не на что жить, пригласил в театр многих, Карцева и Ильченко, например, потом Мишу Жванецкого. Но я воочию представляю себе тот момент, когда, перегримировываясь по ходу спектакля, Аркадий Исакович по трансляции слышит гомерический хохот в зале в то время, когда его нет на сцене. Наверное, это трудно пережить даже прогрессивному человеку. Формально все выглядело так: Райкин поставил условие, чтобы Жванецкий не исполнял те миниатюры, которые играет Аркадий Исакович. Это было, на мой взгляд, совершенно никчемное условие, но, к сожалению, оно и послужило причиной их разрыва. Жванецкий ушел, последние программы Райкину писал Михаил Мишин, причем а-ля Жванецкий, что выглядело совсем уж неловко и натужно, с явным привкусом эпигонства. Я довольно много фотографировал Райкина. Помню, мне очень хотелось сделать фотографию особенную -- петербугскую, уютную, в удобном кресле, с бабочкой, с седой белой гривой, обрамляющей отточенных форм лицо. Тем более надо было захватить момент -- Райкин довольно быстро начал угасать. Это удалось в один из приездов Аркадия Исаковича со спектаклем в ДК имени Горького. Декорация, если собрать и переделать, очень походила на то, что мне требовалось. Ни петербургская, ни московская квартиры Райкина в этом плане меня не устраивали: вроде и мебель там стояла, и портьеры висели, но квартиры были не характерные для него самого. И я действительно оказался прав, что поторопился и уговорил администрацию ДК пойти мне навстречу. Эта фотография огромных размеров в скором времени заняла свое место в театре, а после смерти Райкина с нее был высечен его портрет на могиле. Я же до сих пор испытываю безумную благодарность судьбе за то, что она свела меня с этим замечательным человеком. Рассказ Валерия Плотникова записала Наталья Шелюхаева, специально для "Лилит" | |
|
Всего комментариев: 0 | |