Главная » 2022 Август 9 » Легенды и предания Урала
20:40 Легенды и предания Урала | |
В рубрике «Окей, Гоголь» мы традиционно отвечаем на запросы, которые приводят читателей на наш сайт. Сегодня поговорим о самых интересных легендах Урала, а поможет нам в этом книга «Предания и легенды Урала» Среднеуральского книжного издательства.Фольклорные рассказы, с одной стороны, отражающие действительные события прошлого, а с другой, всегда содержащие в себе элемент сказки, начали складываться на Урале издавна, но особенно активно – в начале XVII – начале XVIII века, когда горнозаводское дело стало главным в жизни уральцев. Сегодня в бешеном ритме жизни нам порой необходимо обратиться к нравственному опыту предков, к традиции, к чему-то проверенному временем – и мы вспоминаем мудрые легенды, которые не только приоткрывают завесу прошлого, но и позволяют нам, узнав свои корни, лучше познать самих себя.Человек, отправивший запрос о самых интересных легендах Урала, скорее всего, надеялся найти некий устойчивый, зафиксированный текст. Но легенды передаются из уст в уста, а оттого изменчивы: об одних и тех же людях, событиях и даже нечисти можно найти самые разные толкования. Именно поэтому составитель сборника «Предания и легенды Урала» Вера Кругляшова приводит не «причесанные» рассказы, а истории, добытые в фольклорных экспедициях. На некоторые из преданий, которые услышала Вера Петровна, возможно, когда-то опирался и Бажов при написании своих сказов.Важная часть уральских легенд – о начале Урала, его горах, деревнях, городах. Легенда о начале города Полевского гласит, что раньше на его месте жила чудь – нехристи, которые занимались плавкой руды. Позже это место открыл башкир Гуманай: однажды башкиры поехали на охоту, наткнулись на холм и сели отдохнуть. Гуманай, перебирая камешки, нашел красивый зеленый камень, за ним – еще несколько. Оказалось, что это медная руда. Место стали называть Гуманаешки, а потом Гумешки. Именно на Гумешках герой сказа Бажова Степан встретил Хозяйку Медной горы.«Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак ее не добыть».Множество легенд связано с Азов-горой. Говорят, например, что раньше на этой горе жил храбрый разбойник Азов, который грабил только богатых, а деньги раздавал бедным. Но, видно, и себе что-то оставлял: в горной пещере хранилось много награбленного. Однажды Азову и его разбойникам нужно было уходить из этих мест. Вход в пещеру заложили, а разбойника, который вызвался сторожить клад, Азов пристрелил, чтобы никто не узнал, где хранятся богатства.По другой версии, название горы связано с именем девушки Азовки – красивой и ладной. Так случилось, что заточили ее в пещеру (опять же, по разным преданиям – то ли родители, которые прокляли дочь за дружбу с разбойниками, то ли сами разбойники, то ли Пугачев). С тех пор считается, что родники, что текут на горе, – это слезы Азовки, которая охраняет награбленное разбойниками золото.«Не в обиду, — говорит, — тебе, моя милая невестушка, речь веду, а так оно быть должно. Открылось мне это, когда я поглядел, как вы тут по золоту без купцов ходите. Будет и в нашей стороне такое времячко, когда ни купцов, ни царя даже званья не останется. Вот тогда и в нашей стороне люди большие да здоровые расти станут. Один такой подойдет к Азов-горе и громко так скажет твое дорогое имячко. И тогда зарой меня в землю и смело и весело иди к нему. Это и будет твой суженый. Пущай тогда все золото берут, если оно тем людям на что-нибудь сгодится. А пока прощай, моя ласковая». П.П. Бажов «Дорогое имячко».Клады и богатство – еще одна любимая тема в уральских легендах и преданиях. Самая известная из них, пожалуй, о змее Полозе, который умеет указывать, где золото. Но показывает не каждому – только хорошему человеку, а плохого, напротив, на ложный след наводит. Впрочем, в фольклорных рассказах об этой способности Полоза говорится мало – больше о том, что Полоз – огромный, страшный, жуткий змей, к которому лучше близко не подходить: может задушить или похитить. А как пройдет Полоз по земле – листья свернутся и трава пожелтеет. Есть у змея и еще одна способность – отводить золото, если рядом с золотой жилой случается спор или драка.«Это есть Великий Полоз. Все золото в его власти. Где он пройдет — туда оно и подбежит. А ходить он может и по земле и под землей, как ему надо, и места может окружить, сколько хочет. Оттого вот и бывает — найдут, например, люди хорошую жилку, и случится у них какой обман, либо драка, а то и смертоубийство, и жилка потеряется. Это, значит, Полоз побывал тут и отвел золото». П.П. Бажов «Про Великого Полоза».Важное место в легендах занимают необыкновенные уральские люди. Так, в молве живет образ Комарихи – женщины, которая помогала старателям искать золото. Помогал ей в этом особый дар, который обнаружился случайно: работая у богатых Треуховых, Комариха спустилась в подвал, где были платина и золото. Там ей померещился пожар, однако пожара не было: просто вблизи золота Комариха чувствовала жар. Так нашла она золото на Осинке и Левихе.«Слыхал, дескать, от стариков, что есть такой знак на золото – вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такая Поскакушка покажется, там и золото. Не сильное золото, зато грудное, и не пластом лежит, а вроде редьки посажено. Сверху, значит, пошире круг, а дальше все меньше да меньше и на нет сойдет. Выроешь эту редьку золотого песку – и больше на том месте делать нечего. Только вот забыл, в котором месте ту редьку искать: то ли где Поскакушка вынырнет, то ли где она в землю уйдет». П.П. Бажов «Огневушка-Поскакушка»Азовка и Комариха – не единственные примечательные персонажи уральского фольклора. Любили рассказывать уральцы о разных силачах (висимских, чусовских, ревдинских, серовских), самый известный из которых – Василий Балабурда, «мужик силы непомерной». По одной из легенд, у Балабурды совсем покосилась его старенькая избенка, и решил он ночью нарубить лес на бревна. Мужики стали удивляться: лес убывает, а ни лошадиного следа нет, ни борозды от бревна на земле. Подсмотрели ночью – и разоблачили силу Балабурды. На погрузке металла Василий за пятерых работал. Здоровый был с виду, но скромный.Подборку легенд мы закончим рассказом об Иване Кормиле – мечтательном и изобретательном уральце.«Исправный парень был. Вот придумал он как-то сделать, как на аэроплане летают, – в голове, видно, мало варило. Ковать научился лучше кузнеца любого. И жестянщик хороший был. Сделал крылья он из березы, железом обил, испробовать решил. Утром рано с горы, где кладбище, и побежал». Пыталась Ивана отговорить соседка – ничего не вышло. Попросил он сестру Настю сшить ему котомку. Та сшила, положила в котомку пару караваев и отдала брату. «Взял он котомку, надел крылья и полез на сарай, на самый конек. С Настей прощается: «До свиданья, Настя, полечу я». А она ему: «Ну и полетай, черт с тобой!» Такая же девка была, бедовая... Замахал он руками, прыгнул – да и на землю упал. Ушибся. Здорово ушибся» (из сборника «Предания и легенды Урала»).История покорила нас не только характером главного героя, но и талантом рассказчика. В легендах принято воспевать героев и необыкновенных людей (у Бажова они – непременно, умельцы, мастера), здесь же мы читаем о совершенно рядовом человеке. Но и такой может запомниться и стать частью легенды. Мы искренне советуем вам прочитать сборник «Предания и легенды Урала» – в нем вы найдете еще немало любопытных, захватывающих и воодушевляющих историй. 0 — | |
|
Всего комментариев: 0 | |