Главная » 2023 Март 23 » Фанни и Изабелла
23:57 Фанни и Изабелла | |
15 марта 23K прочитали Когда-то я задумалась о том, что такое народная любовь, и поняла, что это память о человеке, который ушел в мир иной много лет назад. Но он сумел на земле сделать что-то такое, что заставило потомков помнить о нем. Актрису Фаину Раневскую помнят спустя 40 лет после ее смерти. Она сама мечтала о такой памяти, но боялась, что если при жизни сделает что-то не так (по ее словам плюнет в вечность), то и память будет соответствующая. А на язык она была остра, поэтому от нее доставалось даже близким подругам. И родная сестра не исключение. Фанни и Изабелла Фельдман Изабелла была старше Фанни на 4 года. Красивая, с изящной фигуркой и большими выразительными глазами, она нравилась окружающим. Характером Белла была больше похожа на мать, чем на отца. Мягкая, умная, хорошо понимающая людей и умеющая идти на компромисс. Настоящая противоположность Фанни с ее угловатостью и резкостью. Фанни была слишком сильно похожа на отца – человека с железной волей, сумевшего практически с нуля стать одним из самых богатых промышленников в своем городе. Белла же больше и внешностью, и характером напоминала мать. Судьба Беллы сложилась как противоположность судьбе Фаины. Она прекрасно училась в гимназии, которую Фаина не могла посещать из-за проблем с одноклассницами. Потом в ее жизни стали появляться влюбленности. Одни кавалеры сходили с ума от ее красоты, другие искали ее руки, зная о большом приданом, третьих она привлекала как личность. Белла никогда не мечтала о сцене, она хотела быть женой и матерью большого семейства, жить где-нибудь в Швейцарии, которая казалась ей благословенным краем. Почем в Швейцарии, а не в России? Наверное, потому что много времени Фельдман с детьми проводили в увлекательных путешествиях по Европе. Изабелла вышла замуж по настоянию отца, хотя к будущему супругу чувства влюбленности не испытывала, после революции она переехала в Париж, где и прожила с мужем 40 лет, став почти француженкой. Муж относился к ней с уважением, проявлял заботу, с ним она была как за каменной стеной. Но супруг умер, а детей в их доме так и не появилось. Последнее обстоятельство причиняло Белле невероятную боль. И в старости под 70 лет она приняла отчаянное решение – переехать в далекий Советский Союз, где ее сестра Фанни стала известной актрисой. Эту операцию по просьбе Раневской провела министр культуры Екатерина Фурцева. Изабелле Аллен дали гражданство и назначили хорошую пенсию. Но перемена оказалась слишком резкой. Белле было трудно, поэтому она вела дневник, в котором на протяжении трех лет записывала все обстоятельства их совместной с сестрой жизни. Белла решила писать каждый год по тетради, надеясь, что у нее наберется с десяток таких, но тетрадей оказалось только две, на третий год Изабелла скончалась. Фаина болезненно пережила уход сестры, считая, что уделяла ей слишком мало внимания. Дневник Беллы был опубликован недавно. Перед смертью, зная о своем диагнозе, она передала дневник близкому другу, который хранил его до смерти и передал своему сыну, а тот своему сыну. Последний решился на публикацию, понимая, что все люди, которые были описаны на страницах дневника, уже покинули этот бренный мир. Что же рассказал дневник сестры о личности Раневской? Она предстает как фигура могучая, но противоречивая. Актриса до кончиков волос, отдавшая сцене не просто всю жизнь, саму себя. Раневскую буквально «распирает» изнутри ее необыкновенный дар. Она должна играть разных героинь: от нищенок до герцогинь, заставляя зрителей верить каждому своему слову. Но актрисе ни в театре, ни в кино не предлагают ролей ее масштаба. Да, у нее есть слава, но эта слава за какие-то там комедийные «Муля, не нервируй меня», а ее масштаб другой. Она одновременно Шекспир, гениальная актриса и такой же гениальный режиссер. Но совместить это в одном лице Раневская не может. Поэтому ее мир делится на несколько кругов. Первый самый близкий, другие отходят дальше. Во-первых, это мир актеров. И эти актеры могут быть товарищами, покровителями, даже друзьями, но все они все равно ей конкуренты. Даже Любовь Орлова, даже Вера Марецкая. Даже Ростислав Плятт. Поэтому отношения с ними сложные. Единственное исключение – это ее наставница актриса Павла Вульф. Ее Раневская считает своей духовной матерью и буквально боготворит. Легче с молодыми актерами. Они Раневской уже почти не конкуренты. Она видит талант некоторых их них. Признает. Старается поддерживать. Театр для актрисы – дом, но не зря она это место называет «наш террариум». А еще в театре правят бал режиссёры. У нее вообще с режиссерами вечная война, потому что она стремится в каждую постановку добавить что-то свое. А режиссеры этого не любят. Поэтому и нечасто приглашают ее в свои спектакли и кинофильмы. Во-вторых, этом мир многочисленных знакомых Раневской. Людей искусства, но не актеров. С ними ей легче. Они не являются конкурентами, но хорошо понимают ее. Самая почитаемая среди них А.А. Ахматова. В-третьих, это мир поклонников. Раневская жаждет аплодисментов. Она очень хочет, чтобы ее любили. Даже по-детски ревнует, если этой любви недостаточно. С поклонниками она остроумна. Некоторые ее даже «подкармливают». Подарки она принимает с радостью, как ребенок, хотя даже при этом острит. В-четвертых, это мир людей. Огромная советская действительность. Это мир разный. В нем нужно научиться жить, добывать что-то, иметь связи. Если бы у Раневской была хватка ее отца, она многого бы добилась в материальном плане. Но она далека от быта. Ей трудно в этом мире. Отсюда ее ехидство. В борьбе с суровым миром ее главное оружие – это слово. Родная сестра Белла находится как бы вне этих кругов жизни. Она сестра, единственное, что осталось от прошлой дореволюционной жизни. Именно с сестрой Раневская может поговорить на родном идише и даже отметить праздники, в традициях которых их воспитывали с детства. Сложные отношения у Раневской со своими природным «еврейством». Она и признает его и отрицает, смеётся над ним и не может уйти от него. Ей обидно, что многие режиссеры хотели ее снимать в своих фильмах в ролях простых русских женщин, но каждый раз им отказывал худсовет, замечая, что Раневскую в таких ролях снимать нельзя из-за семитских черт ее лица. Ей неприятно, что ей не разрешают гастроли за границей (хотя Орлову с Александровым регулярно выпускают). Боятся, что она сбежит в Израиль. Но кому она там в этом Израиле будет нужна? Раневской тяжело с самой собой. К тому же ее судьба не из легких. В 21 год в далеком 1918 году она остается одна в объятой революцией стране. Остается потому что не хочет уезжать с семьей за границу. Ведь она актриса, она должна играть на сцене. И ее ждут годы испытаний и мытарств. Сама Раневская признается сестре, что если бы ей не помогла Павла Вульф, то она давно бы попала на панель и просто погибла. Ее успех стоил ей очень дорого. Но если Белла просто мечтает о прошлой жизни, очень жалеет, что произошла революция 1917 года, которая круто изменила жизнь для ее семьи в худшую сторону, то Фаина жалеет только о несыгранных ею ролях. Даже разговоры сестры о тех больших деньгах, которые были у их отца, ей неинтересны. Но Белле удается увидеть суть души своей сестры. Острая на язык, грубоватая, хлесткая гениальная Раневская – это человек огромного природного дара. И она должна служить этому дару. Сестры часто ссорятся, но Изабелла делает такой вывод: «В спокойном настроении моя сестра — настоящая. Мудрая, добрая, справедливая. Такую ее люблю безмерно, и за то, что она бывает такой, за то, что она на самом деле такая, могу все ей простить». Может быть, это самое точное определение личности народной артистки СССР. Белла умирает в 1963 году. Фаина глубоко переживает ее смерть. Хоронит сестру на Донском кладбище, заботливо ухаживает за ее могилой. Раневской было суждено прожить еще 21 год, похоронив почти всех своих друзей и близких людей. Она о многом жалела в старости, но все равно оставалась такой же несгибаемой, прямолинейной и талантливой. Очень любила собак за их преданность, страдала от одиночества и творческой нереализованности. Умерла она в 1984 году, завещав похоронить себя рядом с сестрой. Сегодня могила сестер Фельдман, несмотря на то, что родственников у них не осталось, одна из самых ухоженных. На ней всегда стоят цветы. Их приносят люди в память о гениальной актрисе, которая запомнилась не только своими ролями, но и своей неповторимой личностью. | |
|
Всего комментариев: 0 | |