Главная » 2023 » Май » 25 » Герман Степанович
22:47
Герман Степанович
ень космонавтики был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 г. К рождению нового праздника имел прямое отношение и Герман Титов. Генерал-полковник авиации Н. П. Каманин вспоминал, как он организовал письмо от Титова к Н. С. Хрущеву с соответствующим предложением.

В отличие от Юрия Гагарина, чей полет в комос, с легкой руки политтехнологов, стал одной из "духовных скреп", о Германе Титове вспоминают редко. И это понятно. Ведь ещё Н. П. Каманин писал, что "...имя первого космонавта человечество не забудет никогда, а второй и последующий забудутся так же легко, как забываются очередные рекорды".

Космонавт № 2 родился 11 сентября 1935 г. в Алтайском крае, в селе Верхнее Жилино, в ста верстах от Барнаула. Его отец, Степан Павлович Титов был незаурядным человеком. Родом из семьи потомственных крестьян, он окончил школу-девятилетку с педагогическим уклоном в Барнауле, учительствовал в начальной школе, в 1930-1933 гг. учился в Московской консерватории, затем на родине преподавал в сельской школе не только русский язык и литературу, но благодаря огромной эрудиции, попеременно вел уроки математики и черчения, немецкого языка и ботаники, пения, рисования и труда. В октябре 1942 г. С. П. Титов был призван в ряды РККА.

Отец космонавта С. П. Титов (1910 - 1993). Фото из открытого доступа.
В 1954 г. С. П. Титов окончил московские заочные курсы иностранных языков, овладел эсперанто и вел переписку с эсперантистами из других стран. Доктор педагогических наук П. П. Костенков, автор монографии о старшем Титове пишет, что Степан Павлович был очень одаренным человеком. Он играл на музыкальных инструментах, сочинял стихи и песни, участвовал в художественной самодеятельности, прекрасно рисовал, мастерил красивую мебель, написал книгу "Два детства", стал заслуженным учителем РСФСР. Именно отцу, большому поклоннику Пушкина, обязан Герман своим именем, несколько экзотическим для алтайской глубинки. Родившаяся через шесть лет сестра Германа получила имя Земфира.

Отец оказал на Германа большое влияние, но интерес к авиации зародил у юноши дядя, брат матери, летчик Алексей Носов. Герман Степанович окончил 10 классов. После Военно-авиационной школы первоначального летного обучения поступил в Сталинградское военно-авиационное училище им. Сталинградского Краснознаменного пролетариата. Это училище, тогда еше школа, в годы войны было эвакуировано в Кустанай Казахской ССР, а в 1946 г. училище перебазировали в Новосибирскую область. В 1957 году выпускник училища, летчик-истребитель Г. С. Титов был направлен для дальнейшего прохождения службы в Ленинградский военный округ.

4 октября 1957 г. Советский Союз вывел на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. США запустили свой первый спутник 4 февраля 1958 г. Началась космическая эра человечества и вместе с этим космическая гонка между двумя сверхдержавами.

Первый спутник США "Explorer 1". Фото из открытого доступа.
Обе страны начали готовиться к полету человека в космос. Американцы стали формировать первый отряд астронавтов в ноябре 1958 г. На первоначальном этапе они собирались отобрать 150 кандидатов, на втором этапе должны остаться 36 человек, затем 12 лучших должны были пройти 10-месячную подготовку, после чего шестерым из них предстояло готовиться к космическим полетам. Требования к кандидатам в первый отряд астронавтов были следующие: мужчины от 25 до 40 лет, рост не выше 180 см. Все кандидаты должны были иметь степень бакалавра и трехлетний опыт работы в области математики, физики, биологии, медицины, психологии или опыт исследовательской работы в технических областях, либо трехлетний опыт работы на самолетах, воздушных шарах или подводных лодках. В итоге из 18 человек американцы отобрали семерых для подготовки к космическим полетам.

У нас был несколько иной подход к отбору космонавтов. Изначально отбор происходил только среди летчиков-истребителей. Кандидаты должны были иметь возраст до 35 лет, рост не выше 175 см, вес не больше 70-72 килограмм, что было обусловлено габаритами кабины космического корабля. 11 января 1960 г. была создана в/ч 26266 - Центр подготовки космонавтов.

На первом этапе членами комиссии, возглавляемой заместителем начальника Главного штаба ВВС, Героем Советского Союза, генерал-лейтенантом авиации Н. П. Каманиным, было изучено 3461 личное дело отобранных летчиков. На собеседование были вызваны 347 человек. Первичное медицинское обследование допустило к следующему этапу 206 летчиков. При дальнейших исследованиях 72 человека отказались быть космонавтами, по медицинским показателям не прошло 105 кандидатов. Мандатная комиссия отобрала 20 человек, в первый отряд космонавтов были зачислены 12 человек. Среди них был и летчик 3 класса Герман Титов. К июню 1960 г. численность отряда возросла до 20 человек. Из них было 9 летчиков ВВС, 6 летчиков ПВО и 5 - из авиации ВМФ. Первым руководителем Центра подготовки космонавтов стал полковник (позже генерал-майор) медицинской службы Е. А. Карпов.

Физическая нагрузка на будущих космонавтов была очень серьезная, порой запредельная. За короткий срок все слушатели первой группы совершили по 40 прыжков с парашютом с различных высот и в разных вариантах. Герман Титов, как и многие летчики, не был энтузиастом парашютного спорта. Но нужно было прыгать, и он прыгал. Однажды, во время очередного тренировочного прыжка, он попал в сложную ситуацию: стропы парашюта перехлестнулись и купол, не успев набрать воздуха, сразу обвис. Парашютист стремительно приближался к земле. Герман успел выдернуть запасной парашют, одновременно двумя руками отбросив стропы главного парашюта в сторону, чтобы они не запутались. Все это длилось мгновения. Но самообладание и быстрая реакция спасли жизнь будущему космонавту.

В книге "Летчики и космонавты" генерал Н. П. Каманин пишет о Титове: "Веселый, стремительный, порывистый, не любящий спокойной жизни, всегда в поиске, в раздумьях, общительный, острый на язык и верный на дружбу - таким его узнали звездные братья. Все испытания и трудности подготовки он переносил легко, с улыбкой, юмором и задором".

Руководство некоторое время колебалось, не зная кого предпочесть на роль первого космонавта. И Гагарин и Титов были равноценными кандидатами. Н. П. Каманин в своих дневниках, опубликованных уже после его смерти, сообщает, что он отдавал предпочтение Титову. "Единственное, что меня удерживает от решения в пользу Титова, - пишет он, -это необходимость иметь более сильного космонавта на суточный полет".

Однако, Е. А. Карпов отмечал, что на каждого из шестерых космонавтов, готовившихся к первому полету, накопилось два огромных тома, в которых скрупулезно отмечалось их ежедневное состояние: как проснулся, как провел день, давление, пульс, температура и тому подобное. Опираясь на эти данные и подробные характеристики кандидатов, подготовленные специалистами Центра, руководство и приняло свое решение.

Е. А. Карпов вспоминал, что еще за полтора месяца до полета в Центре подготовки космонавтов состоялось закрытое партийное собрание, на которым специалисты Центра рекомендовали назначить Гагарина первым, а Титова - его дублером. Е. А. Карпов писал, что назначение дублером Гагарина, Титов воспринял с досадой, но ".. .Герман помогал ему очень честно".

За полторы недели до старта перед Титовым блеснула надежда стать первым. Выяснилось, что весовые характеристики корабля превышены, и Главный конструктор С. П. Королев заявил, что если не удастся снизить вес корабля, то в космос полетит Титов, поскольку он на 4 килограмма легче Гагарина. Но инженерам и техникам удалось почти невозможное - облегчить запускаемый аппарат на 8 кг, и 12 апреля 1961 г. в космос отправился Юрий Гагарин.

Кортеж Юрия Гагарина на Ленинском проспекте. Фото из открытых источников.
На Гагарина обрушилась всемирная слава, а Титов, выступая в Колонном зале Дома Союзов много лет спустя, признался, что день полета Гагарина стал не самым веселым днем в его жизни. В космос, к которому он так стремился, полетел другой. Но Е. А. Карпов приводит слова Титова, которые он говорил и при жизни Гагарина, и после его смерти: "Да, я был очень огорчен, очень огорчен. Но честно говорю, что по своему характеру, складу, по общению с людьми, конечно, Гагарин более подходил стать первым".

После полета Гагарина его дублер Герман Титов получил звание капитана и орден Ленина. Но это было слабым утешением для человека, мечтающего о космосе. Но своего звездного часа Герману Титову оставалось ждать совсем не долго. Человечество рвалось к звездам, и политические цели превалировали над научными.

Обойденные на старте американцы в мае 1961 года запускают космический корабль «Меркурий» с 39-летним астронавтом Аланом Шепардом на борту. Участник II мировой войны, летчик-испытатель ВМС США Шепард совершит суборбитальный полет, длившийся 15 минут 28 секунд. Его "Меркурий достигнет высоты в 186,5 километров и успешно приводнится в Атлантике.

В июле этого же года суборбитальный полет совершил 35-летний Вирджил Гриссом, летчик-инструктор и ветеран корейской войны. При возвращении американский астронавт едва не утонул. Сразу после приводнения, из-за преждевременного срабатывания пиропатрона, был отстрелян входной люк капсулы и в неё начала поступать забортная вода. Едва Гриссома вытащили - капсула затонула. Судьба догонит 40-летнего полковника ВВС Вирджила Айвена Гриссома 27 января 1967 года. Он сгорит вместе с коллегами по экипажу «Аполлона-1» во время тренировочных занятий на мысе Канаверал.

Советская пресса, в духе того времени, именует полеты американских космических кораблей всего лишь подпрыгиванием на небольшом куске планеты. Подтверждением преимущества советской космонавтики явился полет Титова 6 августа 1961 года. Когда Герман Степанович отправился в космос, ему было 25 лет 10 месяцев и 25 дней.

На корабле "Восток-2" Г. С. Титов за 25 часов сделал 17 оборотов вокруг Земли, преодолев свыше 700 тыс. км. Максимальное удаление (в апогее) должно было составлять 257 км, но сообщают, что фактически удаление составило 327 км. Полет был тяжелым. У Титова наблюдалось головокружение и расстройство вестибулярного аппарата, головные боли и боли в глазах, накатывали приступы рвоты и отсутствовал аппетит. Но советские журналисты тогда об этом не писали. Газетчики бодро сообщали, что "Пролетая над территорией Советского Союза в 10 часов 38 минут московского времени, летчик-космонавт тов. Титов Герман Степанович передал приветствие Центральному Комитету КПСС, Советскому правительству и лично Никите Сергеевичу Хрущеву". И радостно добавляли, что "Пролетая "над Гуанчжоу, майор Титов передал приветствие народам Азии, а пролетая над Мельбурном, передал приветствие народу Австралии".

Второй полет советского человека в космос вызвал новый взрыв энтузиазма. Сейчас нам, привыкшим к многомесячным космическим экспедициям и не знающим фамилии людей, находящихся на орбите, кажется немного смешной та наивная восторженность, которая сопровождала первые полеты в космос. Всем казалось, что еще чуть-чуть и сбудется вековая мечта фантастов – человечеству откроются новые миры и другие цивилизации дружески протянут нам свои руки.

Германа Титова встречали как триумфатора. На Внуковском аэродроме «Ил-18» с космонавтом на борту, в сопровождении почетного эскорта истребителей, поджидали высшие руководители Страны Советов: Хрущев, Брежнев, Суслов, Микоян и другие официальные лица. Здесь же многочисленные представители общественности, маршалы и генералы, члены дипломатического корпуса. Признанные поэты страны Советов в его честь слагали стихи. Оперативно, тиражом в 60 тысяч экземпляров, вышла книга "Новый полет в космос", полностью посвященная полету Г. С. Титова.

9 августа 1961 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета о присвоении товарищу Титову звания Героя Советского Союза. В честь успешного полета советского космонавта произведен салют двадцатью артиллерийскими залпами в Москве, столицах союзных республик и городах-героях.

Если Гагарин полетел в космос старшим лейтенантом, а вернулся майором, то Титову звание майора было присвоено в день его полета. Зато он полетел в космос кандидатом в члены КПСС, а вернулся полноправным членом партии. ЦК КПСС своим постановлением засчитало космический полет в его кандидатский стаж.

Г. С. Титов стал Героем Монголии, Героем Труда Вьетнама и Героем Социалистического Труда Болгарии. Был награжден высшими орденами социалистических стран, хотя, кажется, правительства Польши, Венгрии и Чехословакии на награды поскупились. Зато дружественные Конго и Индонезия отметили героя.

На первопроходцев космоса обрушился вал славы и против этого вала было трудно устоять. Титову пришлось совершать многочисленные поездки по родной стране и за рубежом. Его принимал президент США Д. Кеннеди и главы других государств. Герман Степанович стал делегатом XXII съезда КПСС и депутатом Верховного Совета СССР. Высокие партийные и советские руководители устраивали в его честь пышные встречи с неизбежными банкетами.

К тому же, благодаря специальному положению, космонавты получали весьма хорошее денежное содержание. Так оклад майора Титова составлял 400 рублей, за выслугу лет добавлялось 49 руб., за звание - 90, за классность - 40. Итого: 579 рублей. У Гагарина - 639 руб., а у генерал-лейтенанта Каманина всего на сто рублей больше, чем у Гагарина. Тогда как у первого заместителя командующего воздушной армии дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации М. П. Одинцова (будущего руководителя Центра подготовки космонавтов) должностной оклад составлял 330 рублей. А средняя зарплата в начале 60-х была 80-100 рублей.

Космонавты прошли огонь и воду, но медные трубы славы сыграли с ними дурную шутку. Стали нередки случаи выпивки, нарушений правил дорожного движения и воинской дисциплины. В ноябре 1961 г. партийное собрание Центра разбирало персональные дела Ю. А. Гагарина и Г. С. Титова, которые: "Признали случаи злоупотребления спиртным, легкомысленное отношение к женщинам и другие проступки". Таких проступков будет еще много. Титов за полгода три раза попадал в аварии на подаренном ему правительством автомобиле "Волга" и попадет в аварии еще не раз.

31 октября 1962 г. Президиум ЦК КПСС должен был рассматривать вопрос о нескромном поведении космонавтов (Гагарина, Титова, Поповича, Николаева и других). Поводом послужила служебная записка из КГБ СССР. Однако, этот вопрос был снят с повестки работы Президиума.

12 ноября 1962 г. Титов мог бы получить новое звание, поскольку по Положению о космонавтах его срок нахождения в майорской должности , определенный Положением о космонавтах в 1 год и 3 месяца, истек. Но отношение Каманина к Титову изменилось, и генерал, "учитывая все его выкрутасы", предложил, а Главком согласился, задержать ему представление очередного звания на 6 месяцев".

Н. П. Каманин с горечью записывает в дневнике: "Высшее руководство страны носится с ними как с "писанной торбой" и как из рога изобилия сыплют им всяческие похвалы, звания и приглашения; а Каманин должен держать их в узде и быть готовым отвечать за то, что они перепьются на правительственном приеме и в хмельном угаре наговорят или наделают что-нибудь несуразное".

Герои Советского Союза: майор Ю. А. Гагарин, помощник Главкома ВВС по по подготовке и обеспечению космических полетов генерал-майор авиации Л. И. Горегляд, генерал-лейтенант Н. П. Каманин, майор Г. С. Титов. Фото из открытых источников.
Вдова Титова, Тамара Васильевна, в своем интервью порталу ALTAPRESS.RU в августе 2011 г. повела себя как настоящая жена офицера, обязанная защищать семейный тыл. На вопрос корреспондента, касающегося слабостей Германа Степановича, отмеченных генералом Каманиным в дневниках, она ответила, что при всем уважении к Николаю Петровичу Каманину, она считает его мнение очень субъективным. И добавила: "У нас в семье проблем не было. Все было уравновешено. Герман был живчик, а я - спокойная. И, наверное, этим своим спокойствием я иногда и останавливала его кипение. К тому же, как и все мы, с возрастом он становился более мудрым и уравновешенным".

Действительно, со временем Герман Степанович окончил Военно-воздушную академию имени Жуковского, затем Академию Генштаба. Стал доктором военных наук, лауреатом Ленинской премии, написал несколько книг. В 1991 г. генерал-полковник авиации Г. С. Титов вышел в отставку.

В последние годы С. Г. Титов возглавлял Федерацию космонавтики России, являлся депутатом Государственной Думы. Партийной принадлежности не изменял – оставался коммунистом.

11 сентября 2000 года Герман Степанович отметил своё 65-летие. Как рассказывают, на юбилее он был бодр и весел, много шутил, не пил, хотя порой не чурался пропустить рюмку-другую. Титов жил вместе с супругой в районе Останкино в городке космонавтов на Хованской улице. Дочери бывали у родителей наездами. Двухэтажный коттедж на две семьи с крохотным садиком под окнами и финской баней на первом этаже.

Вечером в среду, 20 сентября 2000 года, Титов поговорил по телефону со своим заместителем по Федерации космонавтики и отменил несколько намечавшихся мероприятий, сославшись на плохое самочувствие. Вскоре, после телефонного разговора, космонавт отправился в сауну. Обычно, кто-то из соседей составлял ему компанию, но на этот раз он был один. Супруга Германа Степановича забеспокоилась, что мужа долго нет. Титов сидел на ступеньках парилки, слегка откинувшись назад. Сердце его не билось. Врачи констатировали, что смерть наступила в 22 часа 16 минут от острой сердечной недостаточности. Космонавт № 2 умер на Земле.

Остались кратер его имени на обратной стороне Луны, посвященный ему музей в селе Полковниково Алтайского края, улицы, названные в его честь. Осталась людская память о героях-первопроходцах космоса.
Категория: Одна баба сказала (новости) | Просмотров: 62 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]