Главная » 2023 » Ноябрь » 20 » Яблочкина
00:01
Яблочкина
Александра Александровна Яблочкина, легендарная актриса Малого театра, которая прожила 97 лет и из них отдала актерской профессии 75, родилась 15 ноября 1866 года. В последний раз она вышла на сцену в 1961 году, а не стало её в 1964-м. Впрочем, другая великая "старуха" Малого Театра Е. Турчанинова уверяла, что актриса пару лет себе скинула ещё в дореволюционные годы, и получается тогда, что умерла она в год своего столетия. Вот и выходит, что Александра Александровна (или как ласково её все называли Сан Санна) благополучно пережила трёх царей, Ленина, Сталина и совсем чуть чуть не дожила до смещения Хрущева. Хотя судя по байкам, которые сохранились о ней в театральной среде, все эти политические перипетии её практически не волновали.

Так и осталось загадкой: то ли у Александры Александровны был такой тонкий юмор, стёб, то ли казусы и истории случались с ней в силу преклонного возраста.

***

Заседала Яблочкина в каком-то президиуме. Подрёмывала по старости, а Михаил Иванович Царев ее все под стулом ногой толкал... А как объявили ее выступление, тут уже посильнее толкнул, чтобы совсем разбудить. Яблочкина встала, глаза распахнула и произнесла: «Мы, актёры ордена Ленина Его Императорского Величества Малого театра Союза ССР!..». Дальше по залу прокатилась волна смеха...

***

Яблочкину попросили однажды отмазать талантливого студента от армии. Набрали номер военкома, дали ей трубку. «С вами говорит, — величественно начала она, — народная артистка Советского Союза, лауреат Сталинской премии, председатель всероссийского театрального общества, актриса Малого театра Александра Александровна Яблочкина! Голубчик, — тон меняется на проникновенный — вот беда! Друга моего детства угоняют в армию! Так уж нельзя ли оставить? Сколько ему лет? А восемнадцать, голубчик, восемнадцать!».

***

Александру Александровну чествовали на юбилее в Малом театре, вручили грамоту «За добросовестный, многолетний труд и в ознаменование 40-летия Октябрьской революции». Яблочкина выходит с ответным благодарственным словом и говорит:
— Дорогие мои, вот я еще при царе работала. Как тяжело нам было, как нас унижали, какие-то бриллианты совали, кольца, экипажи дарили, дома. И всё прожила, всё прошло, а вот эта грамота — на всю жизнь! Спасибо вам!

***

Однажды Александру Александровну привели в качестве «свадебного генерала» на банкет в Колонном зале по случаю чествования космонавтов Гагарина и Титова.
Космонавтов подвели к Яблочкиной, представили: «Александра Александровна, познакомьтесь, это наши первые космонавты — Юрий Алексеевич Гагарин и Герман Степанович Титов». Гагарин и Титов поцеловали руку Яблочкиной, та потрепала обоих по щеке, поцеловала в висок. Через некоторое время началось застолье. И вот в какой-то момент, когда шум чуть-чуть стих, все услышали хорошо поставленный голос Яблочкиной: «Но мне так и не сказали, в каком полку служат эти молоденькие поручики!».

***

Когда в послевоенные годы скончался директор Малого театра, народный артист Михаил Францевич Ленин, труппа решила выдвинуть на пост директора Михаила Царёва. Но в Министерстве культуры нашлись авторитетные противники этой кандидатуры.
Поэтому труппа задумала отправить на прием к заместителю председателя Совета Министров СССР маршалу Ворошилову самую признанную, старейшую по возрасту актрису — Яблочкину. Отказать ей в аудиенции Ворошилов не мог.
Александру Александровну напутствовали тщательно:
«Скажи Клименту Ефремовичу, что, в связи с кончиной Михаила Францевича, театру необходим директор, знающий все проблемы изнутри. Что есть в Малом театре Михаил Иванович Царев, проявивший себя не только как заметный актер, но и как умелый администратор. Что Царева уважает вся труппа. И, что немаловажно, Царев — член партии, а, следовательно, политически грамотен и устойчив».
Яблочкина выслушала все это, несколько раз повторила про себя и отправилась на прием к Ворошилову.
— Дорогой Климент Ефремович! — сказала она. — Вот что я должна сообщить вам по поручению господ артистов нашего импера... то бишь государственного Малого театра. Умер Ленин! Да не ваш, а наш, Михаил Францевич, директор! На его место все хотят достойного человека. Есть у нас в театре такой Царев. Мишка. Он вообще-то числится актером, но проявил себя в основном как администратор. И именно за это его все уважают...
И что еще я должна была сказать важное — запамятовала... Ах, да! Он же — член вашей партии!
Миссия Яблочкиной удалась. Царев был назначен директором.

***

Есть ещё популярная байка. Однажды Александру Александровну Яблочкину спросили: «Александра Александровна, вот как вы себе представляете коммунизм?» Она произнесла следующее: «Ну, это будет прекрасное время! Везде будет изобилие продуктов, у всех будут свои дома, никто не будет ютиться в коммуналках, люди будут уважительными, вежливыми, на улицах будет порядок и чистота... В общем — как при царе...»

Впрочем эта байка родилась после интервью актрисы французской газете «Фигаро».

- Александра Александровна, скажите, вы родились до революции?

- Я родилась в 1866 году.

- Вы царя видели?

- Голубчик, я видела трех царей. Я присутствовала при коронации Александра третьего и Николая второго. Мой папа был режиссером Александринки и он ставил всю эту коронацию.

- А хорошо было жить при Николае втором?

- Чудесно, замечательно.

- А зачем же тогда сделали революцию?

- Это другой вопрос. Это потому что хотели равенства и братства.

- Вы жили при монархии, а как называется строй, при котором вы сейчас живете?

Она посмотрела на Бориса Михайловича и спросила: «Ну как это называется?» Он ответил: «Социализм».

- Ну конечно, именно это я и хотела сказать.

- Но это хороший строй? - продолжает журналист.

- Это замечательный строй.

- А Никита Сергеевич пару дней назад на съезде сказал, что нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме.

- Ну и что?

- А зачем же, если так хорошо жить при социализме, строить коммунизм?

- Ой, французы, как с вами трудно, какие вы бестолковые. При социализме очень хорошо, а при коммунизме будет еще лучше.

- А куда же еще лучше, если очень хорошо?

- Ну как вам объяснить, чтобы вы поняли? При коммунизме будет почти как при Николае втором.

***

В 1930-е годы была встреча артистов Малого театра с трудящимися Москвы. Александра Александровна Яблочкина, знаменитая актриса, видный общественный деятель, с пафосом вещает: «Тяжела была доля актрисы в царской России. Её не считали за человека, обижали подачками. Hа бенефис бросали на сцену кошельки с деньгами, подносили разные жемчуга и брильянты. Бывало так, что на содержание брали графы разные, князья…» Сидевшая рядом другая великая «старуха» Евдокия Турчанинова дергает её за подол: «Шурочка, что ты несешь!» Яблочкина, спохватившись: «И рабочие, и крестьяне…»

***

Однажды в Малом театре шел очередной спектакль. В постановке принимали участие Яблочкина и Царев — оба актера в довольно преклонных летах, но не желали покидать сцену и уходить на пенсию. По сценарию Александра Александровна должна была произнести фразу о том, что кашу маслом не испортишь. На это партнер должен был возразить, что смотря каким маслом. Но так получилось, что актриса поменяла местами первые буквы слов «каша» и «масла» и в итоге произнесла фразу о том, что "машу каслом не испортишь". Царев вообще не обратил внимание на ляп подруги: скорее всего, потому, что в силу возраста не заметил такой оговорки. На реплику Александры Александровны он спокойно ответил: "Смотря каким каслом".

***

И еще правдивая история.

В ее квартиру забрались через окно воры. Думали, она в театре, а прошли в спальню и видят: лежит в постели. Даже испугались — а вдруг поднимет визг.

Но Яблочкина этак спокойно на них взглянула и, увидав, что они нацелились на подзеркальник, где лежали ее драгоценности, сказала:

— Это все стеклышки, голубчики, стекляшки. Но они мне очень нужны на спектаклях. Так что уж вы, голубчики, лучше деньгами — вот они там, в сумочке. Правда, немного, но что поделаешь. Одна просьба, будете уходить, окно-то закройте, через которое вы... А то дует. Простудите старуху.

Воры деньги взяли, драгоценности не тронули и, уходя, только что не поклонились почтительно. После чего старушка позвонила Молотову и сказала:

Голубчик, Вячеслав Михайлович, тут у меня ваши были и ограбили. Деньги взяли. Нет, я не к тому, чтобы их искать. Пока найдете, они их пропьют. Пусть уж, чего там, так и быть. А просто я теперь у вас, голубчик, без копейки осталась. Так что вы, будьте любезны, распорядитесь. Мой поклон вашей супруге.

***

История настоящая. Приехав на гастроли в Ленинград, актриса остановилась в «Астории». Администратор театра, зайдя к ней в номер, осведомился:

- Как, Александра Александровна, у вас тут все в порядке? Претензий нет?

— В порядке-то, голубчик, в порядке. Но вот, слышала я, горничные между собой переговаривались. Будто как раз в этом номере передо мной жил молодой тенор из Большого... Ну, как его?..

Козловский, что ли?

Нет, другой тенор. Поменьше росточком.

— Лемешев?

— Вот-вот. Так он, горничные говорили, на этой самой постели... что-то вроде взрывов... или фейерверка... Ну, чем мальчишки из пугачей стреляют?

Пистонами, что-ль?

Вот-вот! Горничные говорят: пистоны ставил. Тут администратор остолбенел и, лишь придя в себя, выдавил:

Так и что, Александра Александровна?

А уж вы, голубчик, либо сами, либо распорядитесь. Пусть проверят, не оставил ли чего? Как бы и мне не взорваться.

Все бу в поря... — еле произнес администратор и выскочил из номера.

***

И еще история.

Будучи председателем ВТО, она должна была выступить с официальным приветствием по какому-то поводу. А в те времена полагалось все начинать с благодарности Сталину. Это она знала, а потому, стоя перед микрофоном и держа в руке несколько листков, с чувством произнесла:

— Дорогой наш Иосиф...

И запнулась. Позабыла его отчество. Стала перебирать листки в поисках начала, но так как пауза тревожно затягивалась, то из зала стали подсказывать громким актерским шепотом:

— Виссарионович... Вс-с... р-р... ныч-ч!..

Однако старушка, не обращая на это внимания, продолжала спокойно перебирать листки и, наконец, найдя начало, продолжила:

Ах, вот, нашла — Виссарионович...

Ну и далее пошло по тексту. Без запинки. С чувством.

***

Из воспоминаний С.И. Алёшина:

"Под конец жизни Яблочкина была уже совсем плоха, однако продолжала играть. На последние спектакли ее вывозили в кресле. Она должна была произнести сердитый монолог и, приподнявшись, гневно сбросить с невысокой колонки стоявшую на ней вазу с цветами.

Дублирующая ее (тоже почтенного возраста) Турчанинова, когда и ей предложили выезжать в кресле, рассердилась: «Это вы старуху выкатывайте! А я еще на своих хожу».

На одном из этих последних спектаклей я присутствовал и видел, как Яблочкина, отчеканив без запинки и всяческого изменения интонации монолог, приподнялась и, напряженно глядя на вазу, махнула рукой. Но — мимо. И еще раз. Опять не попала. Хотела с третьей попытки сбросить вазу, но стоящий рядом актер догадался и качнул колонку. Ваза упала. Старушка рухнула в кресло, и под аплодисменты ее укатили за кулисы.

А я подумал, как важно, все-таки, вовремя уходить отовсюду. В том числе и со сцены. Именно уходить. Не уезжать".

***

Много ставших легендами историй связано с досточтимой Сан Санной. Актриса оставила мемуары "Жизнь в театре", изданные в 1953 году и переизданные под названием "75 лет на сцене". Она не стеснялась говорить о том что она девственница, и что её личная жизнь это только Малый театр.

Малый театр и ВТО, которое А.А. Яблочкина возглавляла с 1915 года, когда оно ещё называлось РТО, и были для неё связующей ниточкой с жизнью. Поэтому как только эту ниточку отрезали, Сан Санна умерла.

К 1963 актриса так ослабла, что уже не могла полноценно руководить ВТО. Но уволить её не посмел никто. Её авторитет был огромен. Тогда начальнички придумали хитрый ход. В январе 1964 года состоялся очередной съезд ВТО, на посту председателя ВТО оказался М.И. Царев, а Яблочкина была избрана почетным председателем пожизненно. О том, что фактически она смещена с поста, никто, конечно же ей не сказал ни слова, и Сан Санна продолжала жить с полной уверенностью, что ничего не изменилось.

Два месяца всё было как всегда. Но вот 18 марта, актриса Н. Смельская, которая была близка с Яблочкиной и была вхожа в её дом, нелепо обмолвилась, сказав Александре Александровне, что актёры Малого театра возмущены что её сняли с председательства. Тут-то она всё и поняла. И так расстроилась, что через час после этого сообщения её хватил удар. А уже 20 марта великую актрису хоронили.

На похоронах все вспоминали и весёлые истории, и героические, и то каким она была разносторонним человеком. Вспомнили, сколько она сделал добра людям, бесконечно занимаясь благотворительностью, что по после её длительных хлопот была создана цела фабрика ВТО в Хлебниково, что выпускала театральный инвентарь и проч.

Верно сказал о Яблочкиной Борис Покровский: "Я все чаще вспоминаю ее и тех, кто творил добро действительно потому, что это составляло смысл их жизни. Изменить ход истории невозможно. И сейчас, когда люди считают, что главная ценность как можно больше урвать, такие как Яблочкина выглядят чудаками. И если бы не было таких чудаков, мир давно бы закончился".
Категория: Забытые и незабытые актерские судьбы | Просмотров: 34 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]