Главная » 2024 Июнь 16 » Мона Лиза
12:44 Мона Лиза | |
Но в какой-то момент ее портрет написал Леонардо да Винчи, и с годами этот портрет стал самой знаменитой картиной на свете. Миловидная флорентийка превратилась в Мону Лизу, Джоконду, и сейчас миллионы посетителей идут в Лувр специально, чтобы несколько секунд постоять перед этим изображением. И ведь даже не факт, что на тополевой доске размером 77 на 53 сантиметра - портрет именно Лизы дель Джокондо: за прошедшие 500 лет набралось множество других кандидаток на роль натурщицы Леонардо. ТОРГОВКА СЫРОМ И МАТЬ МОНАХИНЬ Все флорентийские архивы давно прочесаны исследователями, все задокументированные подробности биографии Лизы вытащены на свет. Она родилась 15 июня 1479 года. Семья была аристократической, не бедной, но и не особо богатой: равняться с действительно зажиточными флорентийцами родители Лизы не могли. Отец, Нолдо Герардини, владел несколькими фермами в регионе Кьянти, где делали вино и оливковое масло, выращивали пшеницу и телят. Две его первые жены умерли как раз от родильной горячки. Третья произвела на свет Лизу, а еще - трех ее братьев и трех сестер. Семья несколько раз переезжала из квартала в квартал (в конце концов нашли жилье рядом с базиликой Санта Кроче - неподалеку, кстати, жил отец Леонардо). Лето проводили в загородном доме в двадцати километрах от Флоренции. В марте 1495-го, когда ей было 15, ее выдали замуж за 29-летнего Франческо ди Бартоломео дель Джокондо, купца, торговавшего тканями. В качестве приданого отец дал жениху ферму (то есть деньгами или ценными вещами дать не смог - еще одно свидетельство, что финансовое положение семьи было не блестящим). Но Франческо все устроило. Предполагается, что Лиза по-настоящему ему нравилась. К тому же он, человек более состоятельный, чем тесть, породнился с аристократами. Детей она рожала ежегодно, их звали Пьеро, Пьера, Камилла, Мариэтта, Андреа и Джокондо, причем Пьера и Джокондо умерли во младенчестве. Камилла и Мариэтта стали монахинями. Муж расширял бизнес (начал торговать не только тканями, но и сахаром, мылом и шерстью), все богател и богател, через несколько лет после заключения брака с Лизой смог купить приличный дом, постепенно стал состоятельным землевладельцем. Лиза помогала ему в делах, например, продавала фермерский сыр. В 1538 году Франческо умер, вдова пережила его на четыре года и скончалась в монастыре святой Урсулы, куда ее забрала дочь. Там же и была похоронена. (Сейчас периодически вспыхивают и гаснут сенсации типа «Нашли могилу Моны Лизы!») «Версия», «теория», «предположения», «похожа», «вроде бы», «считается», «а может, и нет» - любой рассказ о «Моне Лизе» будет полон этих слов На самом деле в этой истории, пересказанной во всех «Википедиях» мира, могут быть неточности. Например, некоторые исследователи предполагают, что Лиза умерла на десять лет позже, чем принято считать. Ее смерть не была зафиксирована в документах. Она не была важной птицей. Хотя «Мону Лизу» Леонардо да Винчи к тому моменту многие уже считали одним из самых прекрасных портретов на свете. КУПЧИХА ИЛИ МАРКИЗА? Предполагается, что Франческо дель Джокондо заказал Леонардо да Винчи портрет своей жены в 1503 году (возможно, чтобы отметить покупку дома и рождение очередного ребенка). В целом, мы об этом знаем в основном из биографии художника, написанной Джорджо Вазари, там есть фраза: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным». (Кстати, по-итальянски правильно писать «монна», с двумя «н», это сокращение от ma donna, «моя госпожа», в то время как mona с одним «н» в Италии, по крайней мере, на севере страны, является словом крайне неприличным). Это главное свидетельство. Причем оно относится к середине XVI века, когда со смерти Леонардо прошло уже много лет (именно после Вазари картину и стали называть «Моной Лизой»). Правда, тут же возникает вопрос: с чего бы Леонардо, вхожий к самым богатым и влиятельным итальянцам, герцогам и кардиналам, взялся изображать женщину из, как бы мы сейчас сказали, миддл-класса? Предполагают, что ему срочно нужны были деньги. (К ним Леонардо относился с трепетом - в частности, с почти патологической тщательностью каждый день записывал все свои расходы и доходы, и известно, что как раз весной 1503 года его доходы были равны нулю). К тому же не исключено, что отец Леонардо был знаком с семьей дель Джокондо и свел Франческо со своим сыном. Но в том же 1503 году, уже согласившись писать Лизу и начав работать над портретом, да Винчи получил куда более выгодный заказ: ему поручили создать фреску «Битва при Ангьяри» для зала Большого совета дворца Синьории. Работа над портретом была отложена (Франческо и его жена законченной картины так и не дождались). Предполагается, что Леонардо возился с «Джокондой» много лет, есть версия, что целых четырнадцать. Вообще, простора для версий и гипотез в этой истории очень много. Как Леонардо работал над портретом, находясь вдали от своей натурщицы? (Считается, что у него была отличная память, а кроме того, он составил классификацию человеческих лиц, в частности, зарисовал 21 возможную форму носа, и, возможно, проделал то же самое со ртами, глазами и так далее; это позволяло ему потом составлять «фотороботы» людей, которых рядом не было). Картина называется «Джоконда». Это буквально значит по-итальянски «радостная» (ну, действительно, она же улыбается). Наверное, это каламбур, происходящий от фамилии Лизы. А может, просто так совпало. И на портрете - никакая не Лиза. Ведь Леонардо готовы были позировать очень многие. В начале XVI века художника буквально умоляла написать ее портрет «в красках» маркиза Изабелла Д’Эсте, одна из красивейших, изысканнейших и влиятельнейших женщин итальянского Возрождения (он сделал лишь несколько набросков углем, из которых до наших дней дошел один). Естественно, появилась теория, что именно Изабелла, а не какая-то там Лиза, и изображена на «Джоконде». Существующие портреты, на которых предположительно изображена Изабелла, в принципе, не опровергают эту версию: некое сходство просматривается. ЧЕЧИЛИЯ, ПАЧИФИКА, ИЗАБЕЛЛА, КАТЕРИНА… Но есть еще с десяток кандидаток на роль натурщицы. Например, секретарь кардинала Луиджи Арагонского, навещавший вместе с шефом Леонардо во Франции в октябре 1517 года, пишет, что видел «портрет некой флорентийской дамы, сделанный с натуры по настоянию Джулиано Медичи Великолепного». Допустим, секретарь видел именно «Джоконду», и о заказе Джулиано Великолепного ему рассказал сам художник. Лиза дель Джокондо с Медичи никак связана не была (куда ей!). Тогда логично предположить, что Джулиано заказал портрет какой-то своей сердечной подруги. Например, Пачифики Брандани, родившей ему внебрачного сына и при родах скончавшейся. Написать портрет покойной по описаниям ее близких было в обычаях того времени; правда, тогда получится, что «Джоконда» была создана в 1515-16 годах. "Айлуортская Мона Лиза" - предположительно, ранняя версия "Джоконды". Если это правда, можно предположить, что эта женщина куда более похожа на реальную Лизу дель Джокондо Среди других кандидаток - Чечилия Галлерани, любовница правителя Милана Лодовико Сфорца (именно она, хотя, может, и не она, изображена Леонардо на «Даме с горностаем»), родственница Лодовико Катерина Сфорца, дочь все того же Лодовико Бьянка Джованна Сфорца, Изабелла Арагонская, герцогиня Констанца д’Авалос… Спекуляций (в смысле, умозрительных рассуждений) вокруг «Моны Лизы» множество. Знаменитая "Дама с горностаем". Предполагается, что на ней изображена Чечилия Галлерани - которая могла стать и натурщицей для "Джоконды" Ситуацию не упрощает то, что «Джоконд» на планете существует довольно много. Помимо той, что висит в Лувре, есть копии. Одна - знаменитая «Айслуортская Мона Лиза», которая находится в частной коллекции в Швейцарии. Очень многие исследователи считают, что она тоже написана Да Винчи, просто это ранний вариант «Джоконды» (но спорить об этом можно буквально веками). А другая «Мона Лиза» находится в мадридском музее Прадо: ее долго считали чем-то незначительным, потом отреставрировали (за черным фоном обнаружился пейзаж, такой же, как на луврской «Джоконде»), и сейчас считается, что это самая ранняя копия картины, сделанная кем-то из учеников Леонардо. Например, молодым художником по прозвищу Салаи (его настоящее имя было Джан Джакомо Капротти да Орено). "Иоанн Креститель" сейчас находится в Лувре неподалеку от "Джоконды". Предполагается, что натурщиком для картины был ученик Леонардо по прозвищу Салаи Стоит ли напоминать, что есть версия, будто Мона Лиза - на самом деле мужчина? Один из исследователей в 2010 году выдвинул сенсационную теорию, что именно тот самый Салаи и изображен на тополевой доске, только в женском платье и с женской прической. Будто бы в глазах Моны Лизы есть какие-то миниатюрные буковки и цифры, которые на это указывают. Наличие буковок специалисты Лувра опровергли (сказали, что это просто трещины на 500-летней картине), но Мона Лиза и правда похожа на «Иоанна Крестителя» Леонардо да Винчи, прямо вот очень похожа - а там натурщиком был, по некоторым предположениям, именно Салаи. Впрочем, гуляет и теория, что Леонардо изобразил на «Моне Лизе» самого себя… «Версия», «теория», «предположения», «похожа», «вроде бы», «считается», «а может, и нет» - любой рассказ о «Моне Лизе» будет полон этих слов. Иногда кажется, что каждый итальянский искусствовед считает себя обязанным выдвинуть новую гипотезу насчет этой картины, иначе вся жизнь не всерьез. Но, скорее всего, мы никогда не разгадаем кучу тайн, которые скрываются на небольшой тополевой доске. И проще всего, конечно, остановиться на версии Вазари. Там изображена 24-летняя купчиха Лиза Герардини, в замужестве дель Джокондо, только что родившая пятого ребенка и переехавшая в новый просторный дом. Постепенно под кистью Леонардо она стала обретать черты идеальной женщины, которая кажется живой и смотрящей на тебя. Женщины, которую сама Лиза так никогда и не увидела. | |
|
Всего комментариев: 0 | |