Главная » 2024 Июль 15 » Евгений Жариков
14:09 Евгений Жариков | |
Тот самый Кондратьев Этот актёр за полвека своей творческой жизни снялся в 65 фильмах. Он был высок, хорош собой, свободно владел английским и немецким, прекрасно держался в седле, но не как кавалерист, а как денди лондонский, и сразу влюбил в себя советских женщин. Зрители запомнили Евгения Жарикова по нескольким ярким ролям, и, прежде всего, работника уголовного розыска Николая Кондратьева из сериала «Рождённая революцией», снятого в 1974-м – 1977 годах. Детство Евгений появился на свет 26 февраля 1941 года в Москве. Отца, известного писателя Леонида Жарикова, на самом деле звали Илья Милахиевич, и Евгений, когда получал паспорт, своим отчеством взял подлинное имя отца. Мама работала учительницей. Женя был 6-й, самым младшим сыном. Семья жила в достатке, но у Жени классического детства не было: родители не баловали его вниманием и игрушками, и многое, начиная с игрушек, он научился делать своими руками. Жили они неподалёку от электромеханического завода им. Владимира Ильича – бывшего завода Мехельсона, знаменитого тем, что на его территории полуслепая эсерка Фани Каплан в темноте всадила две пули в Ленина. На заводе изготавливали снаряды для реактивных миномётов БМ-13 «Катюша», и когда началась война, немцы активно его бомбили. В октябре 1941-го завод эвакуировали в Челябинск, но бомбардировки продолжались. ВГИК После войны, когда Женя немного подрос, его отправили в Подмосковье к маминым родителям. Жили они на окраине Загорска, и Женя рано научился запрягать лошадь, скакать на ней и водить в поводу, освоил ремёсла, и стал помощником деду с бабкой. В первый класс Женя пошёл в Загорске, но вскоре родители забрали его в Москву, и десятилетку он оканчивал уже в столице. Поступать он хотел в один из московских технических ВУЗов, семья его в этом поддержала, и, скорее всего, поступил бы он без проблем, ведь в школе он учился хорошо. Но перед самой подачей документов он встретил на улице девушку, влюбился в неё, и решил поступать во ВГИК – его пассия мечтала стать знаменитой актрисой. Конкурс для ВГИКа в тот год был не очень большой – всего 170 человек на место, и Евгения, хотя актёром становиться не собирался, взяли на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, а вот девушке не повезло. После того, как Евгений поступил, а девушка, ради которой всё и затевалось, осталась не у дел, отношения с ней разладились, а вот профессиональная карьера Жарикова сложилась очень удачно. Во время учёбы Жариков ничем, кроме внешности, не выделялся. Видимо, за это режиссёр Мария Фёдорова уже на первом курсе пригласила его в картину «Своя голова на плечах» по сценарию будущего автора «Белого солнца пустыни» Валентина Ежова. В фильме снимались действующие и будущие звёзды советского кино: Борис Чирков, Татьяна Пельтцер, Валерий Носик, Георгий Милляр, Любовь Соколова, но фильм, что называется, не взлетел. Жариков об этой работе вспоминать не любил, настолько она была незначительна, да и в титры его не включили. Первой ролью в кино у Жарикова значится Сергей в наделавшей много шума картине Юлия Райзмана «А если это любовь?» Райзмана за этот фильм выгнали из ВГИКа и надолго отлучили от съёмок, но актёрам досталось не так сильно, а Жарикова через год начинающий режиссёр Андрей Тарковский позвал в свой первый полнометражный фильм «Иваново детство» по повести Владимира Богомолова «Иван». Жариков играл фронтового разведчика старшего лейтенанта Гальцева, от чьего имени в повести Богомолова и ведётся повествование. Фильм с успехом прошёл в Советском Союзе, на 23-м кинофестивале в Венеции Тарковский получил Золотого льва, а все актёры моментально стали узнаваемы и знамениты. Жариков в эту картину мог и не попасть. Во время съёмок он, единственный из всей съёмочной группы, подхватил гепатит. В больнице ему сказали, что это, минимум, на месяц. Тарковскому предлагали найти замену, но он решил ждать. Выписали Жарикова довольно скоро, и строго-настрого наказали беречь себя, но он ради нескольких кадров полез в холодную октябрьскую воду и простудился. С Тарковским Жариков хотел работать и дальше, и тот позвал его в новую картину «Андрей Рублёв», но сценарий утверждался долго, Жариков боялся остаться без работы, в отличие от Тарковского несколько лет назад, ждать не стал, и уехал в ГДР сниматься в главной роли в сериале «Русский для вас». В СССР эту картину не показали. Но перед тем, как уехать, Жариков успел сыграть в ещё одной звёздной картине – «3+2». На съёмках произошёл забавный эпизод. По Судаку, где жила съёмочная группа, актёры ходили почти голыми. В то время такая форма одежды дозволялась лишь маленьким детям, и актёров несколько раз останавливала милиция. Как-то особо усердный сержант привёл, тогда ещё мало известных, Жарикова, Андрея Миронова и Геннадия Нилова в участок – вульгарный вид актёров смущал даже видавших всё жителей курортного городка: короткие шорты, сланцы, панамки, и больше ничего. От 15-ти суток и штрафа их спас режиссёр Генрих Оганесян: потеряв актёров, он позвонил в милицию, и ему сказали, что все трое задержаны. Оганесян, для солидности, на кабриолете ЗИЛ-110 с надписью «Киносъёмочная» на борту приехал в отделение, и подтвердил, что такая одежда – это часть съёмочного процесса, и что именно он настоял, чтобы актёры ходили без рубашек, дабы приобрести естественный загар, а то грим «плывёт» на жаре. Из милиции Жарикова, Миронова и Нилова отпустили, но извиняться не стали. "Три плюс два" (1963) "Три плюс два" (1963) Жила съёмочная группа в захудалой гостинице, вместо воды, которую вечно отключали, пили белое вино, и были абсолютно счастливы в том раю. Атмосфера располагала к романтическим отношениям. Жарикову было всего 21 год – самое время влюбиться, и он даром времени не терял: у него было много хорошеньких поклонниц, но к тому времени Жариков уже обзавёлся семьёй. Впрочем, это не мешало ему приударить за своей партнёршей Натальей Кустинской: об их романе ходило много слухов, но это были только слухи, ведь настоящего романа так и не случилось, потому, что в тот момент Кустинская была замужем за режиссёром Юрием Чулюкиным. Отсутствие адюльтера не спасло Жарикова от сцен ревности, которые ему устраивала жена, бывшая тренер по фигурному катанию Валентина Зотова. После замужества она стала домохозяйкой, и частенько приезжала в Крым на съёмки. Однажды в порыве ревности Валя кинула в Кустинскую бутерброд, но кончилось это тем, что Зотову попросту выпроводили в Москву. Жариков утверждал, что женился он не по любви, а из жалости: Валентина получила серьёзный перелом, кататься больше не могла, и стала тренером. Вот тогда Евгений и позвал её замуж. Ему тогда едва исполнилось 20, ей было 25, и она считала себя главной в семье. После премьеры «3+2» за Жариковым надолго закрепилась слава дамского угодника, проще говоря, бабника. Дипломат Вадик покорил зрителей, впрочем, как и остальные герои фильма. Картина задала моду на автотуризм и отдых дикарями. Картину посмотрели 35 млн. зрителей только в СССР, но почитатели Вадика появились и за рубежом. Одна из поклонниц чуть было не разрушила кинокарьеру Жарикова: ему стала писать из Японии девушка по имени Каеко Икеда. Она увидела «3+2» и хотела встретиться со своим кумиром. Однако познакомиться им не довелось: Жарикова вызвали в КГБ и прямо сказали, что этот даже не начавшийся роман может навсегда закрыть ему дорогу на экран. Жариков подчинился, а фильм «3+2» считал одной из своих самых успешных работ. Гром медных труб Жарикова оглушил, и едва не увёл с пути истинного, но звёздная болезнь очень скоро прошла. В Москву из ГДР Жариков вернулся в 1966-м и даже сыграл главные роли в фильмах Аркадия Кольцатого «Нет и да» и «Таинственный монах», но удовольствия они ему не принесли. Проходной Жариков считал и главную роль Леля в сказке «Снегурочка», поставленной замечательным актёром Павлом Кадочниковым по пьесе Александра Островского. Жариков искал глубины образа, которую так надеялся получить у Тарковского, но тот, видимо, обидевшись на то, что Жариков не стал сниматься в «Андрее Рублёве», больше его не звал. Жариков принял предложение Булата Мансурова сыграть в военной ленте «Смерти нет, ребята!» Действие картины происходило в мае 1945-го. Небольшое подразделение лейтенанта Владимира Рубина в поверженном Берлине наткнулось на превосходящие силы врага, прорывавшегося к Эльбе. Перед началом съёмки конной сцены Жарикову подвели коня, впервые участвовавшего в военном фильме, и не привыкшего к громким звукам выстрелов. Жариков этого не знал, и когда конь внезапно встал на дыбы, он, прекрасно державшийся в седле, упал, получил компрессионный перелом позвоночника и серьёзную травму тазобедренного сустава. Жариков перенёс несколько операций и потом долго восстанавливался, но боли мучили его всю жизнь, и он стал реже сниматься: ему просто тяжело было стоять, режиссёры старались подбирать ему роли, где нужно было меньше двигаться и больше сидеть. Со временем он стал отказываться и от таких съёмок. Несмотря на популярную у зрителей военную тематику и успех у зрителей после премьеры, картина зрителям не запомнилась. Из-за травмы Жариков не расстраивался: он был уверен, что после долгого лечения выздоровел окончательно. В 1976-м он снова сел в седло: в картине Степана Пучиняна «Самый красивый конь» он сыграл школьного учителя мастера по конному спорту Бориса Иноземцева. В начале 70-х брак Жарикова и Зотовой трещал по швам. У него были лёгкие интрижки на стороне, о которых Валентина предпочитала не знать. Жарикову жена уже порядком надоела, и он старался поменьше бывать дома, поэтому легко согласился на пробы у неизвестного режиссёра Хасана Бакаева, снимавшего свой первый фильм «Возле этих окон». На роль киномеханика Михаила Анохина он и пригласил Жарикова. Партнёрша Наталья Гвоздикова была младше на 7 лет и ему очень не понравилась, да и она от знавшего себе цену красавчика Жарикова была далеко не в восторге. Жариков и Гвоздикова учились во ВГИКе у Герасимова и Макаровой, но в разные годы, и во время учёбы не встречались. Гвоздикова попросила Бакаева не ставить её в пару к Жарикову, но худсовет «Мосфильма» решил, что сниматься они будут вместе, или пусть оба идут на все четыре стороны. Работать им было непросто, и за пределами съёмочного павильона они не общались. Но вскоре всё изменилось: съёмки затягивались, и Гвоздикова с Жариковым стали больше времени проводить вместе, а потом полюбили друг друга, и у них начался тайный служебный роман. Жарикова утвердили на главную роль в детективном сериале киностудии им. Александра Довженко «Рождённая революцией»: он должен был играть Николая Кондратьева, который за полвека прошёл путь от молодого крестьянина с Псковщины до генерал-лейтенанта милиции. Предполагалось, что съёмки 10-серийного фильма займут несколько лет: снимали в те годы медленно, после каждого отснятого эпизода плёнку нужно было проявлять, отсмотреть и решать, снимать дальше или переснимать. Да и серии были не такие, как сейчас по 45 минут, а полноценные, на полтора часа. Жарикова расставание с женой совсем не расстроило, скорее, обрадовало, но оставлять Наталью он не хотел. Он уговорил Бакаева взять Гвоздикову в сериал, и её утвердили на роль спутницы Кондратьев Маши, хотя изначально на эту роль утвердили Галину Орлову. После съёмок Жариков и Гвоздикова решили пожениться. Жариков сумел быстро оформить развод: детей не было, и делить было нечего. Когда коллеги узнали о женитьбе, пару окрестили «Жареными гвоздиками». Он клялся друзьям, что, когда рядом Наташа, ему не нужны другие женщины, и впрямь несколько лет ни на кого больше не смотрел. "Рождённая революцией" (1974-1977) Бакаев был доволен работой пары, но просил актёров не торопиться с детьми, однако в 1975-м Наталья забеременела. О том, что героиня Гвоздиковой погибает, было известно с самого начала, но режиссёр планировал сделать это позже. Когда стало ясно, что скрыть интересное положение Натальи уже не получится, а Кондратьевы были уже не в том возрасте, чтобы тянуть с прибавлением в семье, сценаристы и режиссёр переписали сценарий и убили Машу раньше, чем хотели. В 1976-м у Жарикова и Гвоздиковой родился сын Фёдор, которого в шутку называли «Рождённым революцией». Бакаев из-за всей этой суматохи немного обижался на Жарикова, но, видя, как тот счастлив, вскоре успокоился. Да и работал он после рождения сына с большим вдохновением. «Не может быть!» Съёмки очередных серий «Рождённой революцией» ещё шли, когда Жариков получил предложение, от которого не мог отказаться: Леонид Гайдай позвал его в свою комедию «Не может быть!» по рассказам Михаила Зощенко. Но как только Жарикова утвердили, он начал сомневаться, что не сможет переключиться с драматической роли милиционера на комического героя Зощенко, который своими неразборчивыми связями отдалённо напоминал самого Жарикова, кстати говоря, тёзку. Опасения, однако, были напрасны: все актёры отработали отлично. «Рождённую революцией» показывали постепенно, по мере съёмок серий, и ещё до выхода последней серии Жариков стал вторично всесоюзно знаменит: со времени премьеры «3+2» прошло больше десяти лет, и молодое поколение просто не видело Жарикова в роли Вадика. В 1978 году создатели картины, и, конечно, Жариков получили Госпремию СССР. За два года до этого Жариков стал Заслуженным артистом РСФСР, а в 1989-м – Народным. «Долгая дорога в дюнах» Чтобы обеспечить жену и сына, Жариков много работал, но роли были так себе: режиссёры эксплуатировали только его образ. Тем не менее, небольшая роль советского разведчика Александра Ефимова в фильме Алоиза Бренча «Долгая дорога в дюнах», ему очень нравилась. Выйдя из декрета, продолжила сниматься и Наталья. Гром грянул внезапно: из очередной жёлтой телепрограммы Наталья узнала, что журналистка Татьяна Секридова, которая была младше Евгения на 19 лет, родила от него сына и дочь, что говорит о том, что отношения не были мимолётным адюльтером, а длились несколько лет. Гвоздикова мужа не выгнала, семью сохранила. ) В 90-е фильмов почти не снимали, а Жариков, как штатный актёр «Мосфильма» роли получал, но играть там было нечего. Чтобы помогать обнищавшим актёрам, в конце 80-х Жариков зарегистрировал Гильдию киноактёров и стал её первым президентом. Он организовывал гастроли актёров по стране, то есть, делал то, чем в СССР занимался отдел пропаганды в Госкино. Пока здоровье позволяло, Жариков искал спонсоров и устраивал в больницы забытых актёров, за что многие ему благодарны. На публике он перестал появляться в конце 90-х – сказалась травма тазобедренного сустава. В последние годы ему было трудно даже выйти из машины. От уныния спасала работа в Гильдии и супруга, которая продлила ему жизнь на несколько лет. В начале 2000-х у Жарикова случился инсульт. В себя он приходил долго и мучительно, и рядом всегда была Наталья. После выздоровления он вёл закрытый образ жизни пенсионера, изредка подрабатывая озвучкой. В 2012 у Жарикова случился ещё один инсульт, и 18 января он умер. | |
|
Всего комментариев: 0 | |