Главная » 2024 » Июль » 24 » Как снимался фильм "Чистое небо"
09:28
Как снимался фильм "Чистое небо"
Во время хрущевской «оттепели» режиссер Григорий Чухрай работал над «Чистым небом» - антисталинским фильмом. Ранее бывшие военнопленные никогда не становились главными героями советских кинолент.

Но эти люди тоже были достойны внимания, ведь они защищали свою Родину, хотя после возвращения домой прошли через много испытаний на своей родной земле. У фронтовика Чухрая болела душа. Он считал такое отношение к бывшим военнопленным вопиющей несправедливостью, поэтому решил снять фильм на эту тему.

Я подобрал интересные факты про создание драмы «Чистое небо», которые представляю вашему вниманию:

1. Григорию Чухраю, когда он работал над фильмом «Баллада о солдате», попали в руки наброски к сценарию, который в то время писал Даниил Храбровицкий. Они очень понравились кинорежиссеру. Чухраю захотелось снять этот фильм, но начальство считало, что он должен закончить работу над картиной «Баллада о солдате».

Сценарные наброски Храбровицкого приобрела Свердловская киностудия. Режиссер соглашался работать над фильмом на Урале. Чухрая опередил местный постановщик. Но его видение будущего фильма не понравилось Храбровицкому. Сценарий захотел получить «Мосфильм». Между двумя кинопроизводителями начался конфликт. В итоге москвичи забрали его у свердловчан.

2. В конце 1950-х годов шла доработка сценария Храбровицкого. Снимать картину руководство «Мосфильма» поручило режиссеру Самсону Самсонову, но он не смог внятно обосновать свое видение будущей киноленты. Тогда к этому делу подключили постановщика легендарного «Коммуниста» Юлия Райзмана, который около года пытался работать со сценарием, но потом передумал снимать фильм.

3. В первом варианте сценария главной темой картины был авиационный рекорд. Летчик-испытатель работал над преодолением звукового барьера. Григорий Наумович решил переписать сценарий, уделив в нем особое внимание репрессиям. В истории, придуманной Храбровицким, не говорилось о недоверии к бывшим военнопленным и их осуждении.

Чухраю хотелось вывести эту тему на первый план. Он переписывал сценарий по ходу съемок фильма. Режиссер показал, как главный герой восстанавливает свою гражданскую честь. Также в фильме, особенно в начале, выведены на первый план такие темы, как верность и нравственная чистота. Чухрай показал, как нескладная девочка-подросток стала женщиной.

4. Начальство «Мосфильма» поставило режиссеру условие: он должен снять фильм до начала следующего года, что в то время было непросто. Некоторые ключевые сцены «Чистого неба» - зимние. Когда начались съемки, в Москве наблюдалась оттепель. За зимней натурой съемочная группа Чухрая отправилась в Ярославль, но и в этом городе на улицах стояли лужи. В итоге грузовики ездили за снегом к Волге, а декораторы использовали белый мел для закрашивания крыш на домах.

5. Перед тем как проводить воздушные съемки, Чухрай побывал в Академии имени Жуковского, где по всем техническим вопросам консультировался у профессора Китайгородского, который раскритиковал сценарий за много неточностей и фактических ошибок, связанных с преодолением скорости звука самолетами.

6. Чухрай называл актера Евгения Урбанского, который сыграл главную роль в «Чистом небе», своим соавтором. Он работал с режиссером над корректировкой текста при обнаружении в нем даже малейшей фальши. Это могло длиться по несколько часов в день.

7. Саша Львова появилась в фильме «Чистое небо» в исполнении Нины Дробышевой (Мальвины из Ленинградского Театра юного зрителя). В статье критика Якова Варшавского говорится об испытаниях главной героини, которые прожила актриса.

Знаменитый летчик вызывал у девочки-подростка чувство восхищения. Она ему полностью доверяла, хотя иногда Астахов вел себя нагло и пошло. Повзрослевшая Саша решила выйти за него замуж. Чухрай показывает в фильме большие «куски» ее жизни, которые вместе со своей героиней «проживает» и актриса, вызывая сопереживание у зрителей.

8. После завершения съемок фильма, перед началом его монтажа Чухрая вызвали в просмотровый зал для показа отснятого материала министру культуры СССР Екатерине Фурцевой, которая пришла туда с другими чиновниками, рангом пониже.

Режиссер сказал ей, что это черновики фильма, по которым нельзя сформировать представление о творческом замысле в целом, а уж тем более принимать какие-то судьбоносные для картины решения. Немного поразмыслив над словами Чухрая, Екатерина Алексеевна предложила ему продолжить беседу в кабинете руководителя киностудии «Мосфильм», где, кроме них, никого не оказалось.

Фурцева показала режиссеру бумагу с доносом, который написала женщина, входившая в съемочную группу фильма. Она назвала картину «плевком в лицо КПСС». Григорий Наумович очень удивился, так как был с ней в хороших отношениях и не ожидал от этой дамы «ножа в спину». Такая ситуация его шокировала. Фурцева все же посмотрела рабочий материал, а затем в притихшем зале с молчащими чиновниками сказала о правде, показанной в фильме. Ее слова сразу же получили поддержку собравшихся «лизоблюдов». Они стали кричать, что все так и было в действительности, отметили хорошую игру исполнительницы главной роли.

Когда чиновники уже собирались перейти к «большому террору», Фурцева их остановила. Позже, оставшись наедине с Чухраем в лифте, она попросила его о четкой трактовке событий – прошлое вместе с его ошибками должно остаться в прошлом и не влиять на сегодняшний день. Фурцева пообещала режиссеру уладить проблемы с перерасходом бюджета и дополнительно выделить деньги на завершение фильма.

9. Чухрай хотел закончить драму «Чистое небо» сценой ледохода, но снять ее летом не было никакой возможности. Режиссер связался со всеми советскими киностудиями с просьбой прислать ему пленку со снятыми кусками льда, плывущими по реке. Он получил материалы только от одной студии, но они не вошли в киноленту.

Кое-что обнаружили в архивах «Мосфильма», но этого было мало. Чухраю не удалось реализовать свою идею, о чем он жалел. Сцена с ледоходом могла бы стать эмоциональной кодой картины, хотя многим критикам понравился вошедший в фильм финал.

10. По воспоминаниям сценариста Бориса Добродеева, Никита Сергеевич Хрущев положительно оценил фильм «Чистое небо». Чухрай для него превратился в «знаковую фигуру», «идейного единомышленника» в кинематографической среде.

11. В 1961 году «Чистое небо» стало обладателем главного приза Московского международного кинофестиваля, а читатели «Советского экрана» назвали картину Чухрая лучшим фильмом года.

Ради справедливости следует сказать, что о военнопленных красноармейцах первым снял фильм не Чухрай. Достаточно вспомнить «Судьбу человека» Бондарчука, но именно Григорий Наумович показал несправедливое отношение государства к таким людям и раскрыл эту проблему в советском кино, чего до него никто не делал.

Позже Алексей Герман снимет свою «Проверку на дорогах», по моему мнению, лучший фильм на эту тему. А какие фильмы о военнопленных кажутся вам наиболее правдивыми и актуальными? Напишите свои размышления на эту тему в комментариях.
Категория: Одна баба сказала (новости) | Просмотров: 14 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]