Главная » 2024 Октябрь 28 » Лев Кассиль
10:39 Лев Кассиль | |
Но сперва объясню, почему для примера решила взять книги Льва Кассиля. Не Аркадия Гайдара. Не Валентины Осеевой. Не Анатолия Алексина. И так далее, и так далее. В советское время замечательных детских авторов было очень много, и крупных, и средних… Всяких разных. Но Лев Кассиль – как мне представляется – был для советской детской литературы примерно как Лев Толстой для русской литературы в целом. Это сравнение может показаться кому-то смешным (в первую очередь так показалось бы ему самому – ведь такие случаи на встречах с его маленькими читателями бывали: дети из-за имени Лев «немножко путали»), а кому-то идеологически неверным и недопустимым. Льва Кассиля при советской власти в школе не изучали, его книги входили разве что в списки для летнего чтения. При этом, знакомясь с его творческим наследием нельзя не заметить, что этот автор в одиночку сумел выразить целую эпоху, отразить все самые важные моменты советской истории, все основные темы. Может быть потому, что его детство и юность совпали с «детством и юностью» советской власти. Он рос и мужал вместе с ней. Вступив в литературу на самой заре этой власти, он ушел на самом ее пике, когда грядущий развал еще только наметился на горизонте (умер от сердечного приступа в июне 1970 года). Лев Кассиль – самый советский автор, но не в том смысле, в каком говорят, когда упоминают, скажем, «Стихи о советском паспорте». Он был в достаточной мере в стороне от идеологической, чисто пропагандистской работы – но в то же время глубоко принял дух, мечты и устремления советской власти в ее лучших проявлениях. Как автор, он был вполне успешен и почитаем, но при этом отнюдь не «продвигаем», как, например, Владимир Маяковский (с которым, кстати, был хорошо знаком). Он опирался только на свой талант, личную чуткость к своему времени и людям, собственную страсть и любознательность. Немного биографии Лев Абрамович Кассиль, 1905 года рождения. Первые годы жизни провел в Покровской слободе Самарской губернии – сейчас это город Энгельс Саратовской области. Отец Кассиля был врачом (служил акушером-гинекологом в Покровской больнице), мать преподавала музыку. По социальному положению семья мало чем отличалась от семьи Владимира Ильича Ленина, главного социалиста и революционера. В Российской империи заработок двух образованных интеллигентных людей позволял очень неплохо обеспечивать семью: жили в собственном доме из 10 комнат, со специальным гимнастическим залом и игровой комнатой для двоих детей. Мальчики – старший Лева и младший Ося (Иосиф) отличались любознательностью и росли всесторонне развитыми – они рисовали, занимались музыкой, много читали, учились в Покровской мужской гимназии. Которая после революции была преобразована в Единую трудовую школу, где уже совместно обучались и мальчики, и девочки. Начало творческого пути После школы некоторое время Лев Кассиль учился в Саратовском художественном институте, но в 1923 году поступил в МГУ на физико-математический факультет, чтобы изучать аэродинамику. Скучая по брату, с которым был всегда очень дружен, Кассиль писал ему длинные пространные письма из Москвы, стараясь рассказать как можно более подробно о том, что происходит в столице, чем живут и дышат люди, какие перемены происходят в стране. Острый глаз, наблюдательность и умение найти точное образное слово делало эти письма по-настоящему красочными, впечатляющими. Спустя некоторое время обнаружилось, что практичный младший брат относит эти замечательные письма в местную покровскую газету и там их публикуют в виде очерков, выплачивая небольшой гонорар «автору». Об этом казусе с юмором поведал читателям сам Лев Кассиль, рассказывая о том, каким путем пришел в литературу. Действительно, осознав, что наука не так привлекает его, как журналистика и проза, молодой человек оставил университет и стал репортером. Служил корреспондентом в газетах «Правда Востока», «Советская Сибирь», «Известия». Постоянные разъезды, командировки, впечатления дали ему множество материала для творчества. Кассиль участвовал в походах глиссеров, в перелётах дирижаблей, видел рекордные запуски стратостата и московского метро, встречался с экипажем Валерия Чкалова, с челюскинцами, разговаривал с К.Э. Циолковским. Он писал о стройках, о спорте, о людях – героях и созидателях. Как военный репортер, побывал на фронтах гражданской войны в Испании… Всю Отечественную войну прошагал с «лейкой и блокнотом». У него не было недостатка в темах, в материале, в жизненном багаже. Ему было, что рассказать людям. Однако первое свое литературное произведение он посвятил тому, что в те годы знал лучше всего – своему детству, совпавшему с «детством» советской власти. В 1928 году Лев Кассиль написал повесть «Кондуит» и показал ее своему главному учителю в те годы – Владимиру Маяковскому. Тот одобрил дебют молодого коллеги. Вдохновленный Кассиль написал продолжение – «Швамбрания». Так в 1931 году родилась книга, по которой и до сих пор в первую очередь знают писателя – «Кондуит и Швамбрания». Лев Кассиль "Кондуит и Швамбрания" В один зимний вечер, отбывая наказание в углу два брата - Лёля и Оська (Лев и Иосиф) придумали себе собственное государство, в котором стали править сами по своей воле и по справедливости, без всяких взрослых. «Мир был очень велик, как учила география, но места для детей в нём не было уделено.» - вот с какой идеи началась страна, которую двое выдумщиков назвали Швамбранией. Было это в 1914 году. Первая карта страны сильно напоминала изображение зуба и была довольно схематична. Но время шло – страна наполнялась жителями, расширяла и уточняла географию, наживала историю и даже обзаводилась политикой. Забавная игра росла, вместе с ней росли братья. Первая карта Швамбрании. А вокруг них происходили настоящие великие исторические события: Россия вступила в войну с Германией, разразилась революция. Невыдуманная страна Россия менялась, ломалась и строилась заново. И однажды оба мальчика поняли, что выдумка им больше не нужна – их ждут не выдуманные, а настоящие подвиги и свершения, настоящее созидание. В первой части книги – «Кондуит» - автор много рассказывает о старой, ветхой стране, о гимназии и гимназистах – о том, что было плохого и что необходимо было разрушить революции. О жизни «при царе». Часть «Швамбрания» - это уже начало перемен. Опыт фантазии и созидания дети Советской страны переносили в реальную действительность: революция и советская власть давали детям (и не только детям) великую возможность осуществить свои самые грандиозные мечты. И когда это понимание пришло, дети отказались от своей «детской» игры. «Я почувствовал, что не смогу найти ни одного слова в оправдание игры. Она становилась явно ненужной, навязчивой и стыдной, как привычка, от которой хочешь отучиться.» Дети Советской страны могли учиться и познавать мир практически – у них для этого были все возможности. Лев Кассиль «Великое противостояние» Сима Крупицына, Серафима – самая обыкновенная девочка. Ей 12 лет, она переживает из-за своих веснушек, которые делают ее лицо похожим на «кукушкино яйцо». Из-за школьных оценок и отношений с одноклассниками. Но больше всего ее терзает «обыкновенность» ее жизни – ничего интересного, никаких приключений! Но однажды в свой день рождения с Симой происходит нечто удивительное: случайно встретившись с помощником кинорежиссера, девочка получает приглашение на роль в кино. Режиссер-орденоносец Расщепей намерен снять фильм о войне 1812 года, и в большой исторического киноленте есть маленькая роль для Симы. Она должна сыграть крепостную девочку Устю, Устинью, которая потеряла при нашествии французов всех своих близких и пошла сражаться с врагом в партизанском отряде Дениса Давыдова. Самой обыкновенной девочке Симе придется разглядеть внутри себя – личность. И стать необыкновенной. Научиться уважать себя, понять, что такое настоящая дружба, пройти испытание «медными трубами», отыскать в себе внутренние силы, чтобы после большого успеха отказаться от соблазнов мира кино и встать на собственный путь, найти новую сильную мечту, которая даст опору в жизни… Побеждать других трудно, но любому человеку труднее всего побеждать самого себя. Сима справится со всеми испытаниями. И когда настанет время главного человеческого экзамена – начнется Великая Отечественная война - ни Сима, ни ее друзья не подведут ни себя, ни друг друга, ни свою родину. Военный корреспондент политуправления Северного флота Лев Кассиль, 1942 год. Лев Кассиль «Дорогие мои мальчишки» Эту повесть автор посвятил Аркадию Гайдару. И сам он незримо присутствует в книге в образе любимого учителя главных героев книги - Арсения Петровича Гая. До войны школьный учитель Арсений Гай со своими учениками-пионерами Капитоном Бутыревым, Валерием Черепашкиным, могучим Тимсоном и другими ребятами придумали сказку о замечательной стране Мастеров – Синегории, о мастере зеркал Амальгаме, его возлюбленной – красавице Мельхиоре, о мастере Изобаре, о добром Дроне Садовая Голова и уродливом злом короле Фанфароне, повелителе злых ветров, который захватил Синегорию обманом и натворил много плохого, заставив страдать несчастных жителей. Но любовь и дружба, честь и мужество доблестных мастеров сумели преодолеть зло и несправедливость. Девизом синегорцев стало: «Отвага, верность, труд – победа!» И мальчишки следовали ему изо всех сил. Даже тогда – и особенно тогда, когда злые ветра войны пришли в их крошечный приволжский городок Затонск. Любимый учитель отправился на войну – он воюет где-то в Арктике, а его ученики справляются с невзгодами в тылу. Помогают семьям фронтовиков, работают на военном заводе наравне со взрослыми, а потом, когда в город приходят немцы – вступают в бой, чтобы отстоять свою родную землю от врагов. «Отвага, верность, труд – победа!» Таким задумывался герб Синегории. Лев Кассиль «Будьте готовы, Ваше высочество!» Это повесть – уже о мирном, послевоенном времени. В ней рассказывается история десятилетнего принца из далекой страны Джунгахоры, приехавшего погостить в советском пионерском лагере на берегу Черного моря. Принцу приходится нелегко в условиях демократии и равноправия, когда на тень царственной особы может наступить кто угодно. Смирить гордыню оказывается не просто. Но зато есть возможность научиться многим интересным вещам – например, «ноздрить» камешки, самостоятельно одеваться и застилать постель, и найти хороших, верных, настоящих друзей. Благодаря друзьям юный принц начинает разбираться в реальной жизни и намного лучше понимает, что хорошо, а что плохо. И когда в его стране происходит переворот – он находит в себе силы не сбежать от ответственности, а с честью принять ее. Он намерен стать справедливым королем – в этом он поклялся своим друзьям, дав честное пионерское слово. «Путти хатоу! – Взигада хатоу!» *** Большинство хороших детских книг учат добру. Даже «Гарри Поттер», которого многие ругают, все-таки учит различать хорошее и плохое, дает понять, что крепкая дружба, доброта, готовность жертвовать многим ради чести и справедливости – это те жизненные ценности, которыми стоит дорожить, к которым стоит тянуться. Однако современная детская литература существует в расслабленном мире общества потребления. Поэтому ее основное предназначение – развлекать – является и ее основным ограничителем. Выйти за пределы этой главной функции, придать больше смысла и внутреннего содержания даже самая буйная авторская фантазия не способна. Художественная цель определяет и художественные средства. Советская власть воспитывала в детях человека-гражданина, человека-созидателя, ответственного за себя и товарищей, за судьбу страны. Человека, умеющего мечтать и готового воплощать свои мечты в жизнь, потому что мечтатель был еще и человеком труда. А какую цель ставит перед собой современный автор? И способен ли он вообще на такое? Ведь его главная задача в условиях капиталистического индивидуализма и духа предпринимательства – понравиться читателю. Вернее - сперва издателю, потом читателю. Легко развлекать, развлекая – обучать… Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, для того, чтобы современному детскому автору всерьез на что-то мотивировать своего читателя, звать на подвиг – ему нужно иметь совсем другой социальный мандат. *** Я только о нескольких, самых любимых книгах Кассиля здесь рассказала. Хотя есть еще «Вратарь Республики», «Ход Белой Королевы», «Чаша гладиатора», «Черемыш – брат героя», «Улица младшего сына», «Ранний восход» и другие. Эти книги способны дать своим читателям твердые жизненные ориентиры, они воспитывают нравственность и характер, силу воли. | |
|
Всего комментариев: 0 | |