Главная » 2024 » Октябрь » 28 » Марк Бернес
20:38
Марк Бернес
Если вы начнете вспоминать самые известные из советских песен, то почти любая из них, за исключением спетых Магомаевым и Кобзоном, входит в состав репертуара нашего сегодняшнего героя. Судите сами: «Любимый город», «Спят курганы темные», «Темная ночь», «Шаланды, полные кефали», «Песенка фронтового шофера», «Я люблю тебя, жизнь», «Хотят ли русские войны», «Течет река Волга», «Моя Москва», «Враги сожгли родную хату», «С чего начинается родина», «Если бы парни всей земли», «Огромное небо», «Журавли» и даже «На братских» Владимира Высоцкого впервые публично исполнил именно он. Марк Бернес стал главным певцом нашей победы – очень многие из его хитов говорят о Великой отечественной.

Менахем-Ман Неухович Нейман родился в 1911-м году в украинском городке Нежин – сейчас это райцентр в Черниговской области. Его отец трудился на сборке утильсырья, а мама сидела дома с детьми. Когда нашему герою было около пяти лет, семья собрала пожитки и отправилась в Харьков, и в скором времени их ребенок окунулся в городскую жизнь.

Чтобы помочь папе и маме с деньгами, он стал распространять театральные листовки, а позже начал работать зазывалой – своеобразной «живой афишей». Один из артистов заметил, как ярко мальчик рекламирует театр и пригласил его поучаствовать в спектаклях – пока что в качестве простого статиста.

Со временем он понял, что не представляет свою жизнь без сцены. Молодой человек закончил актерские курсы и в возрасте семнадцати лет сбежал от родителей в Москву. Причем, первое время жил на вокзале, а питался вообще незнамо как. Несколько месяцев юноша пытался устроиться в любой из театров. И в конце концов его взяли в массовку в Большой. Не та работа, которую ему бы хотелось, но амбициозному провинциалу дали возможность ночевать в гримерке – и то хлеб.

Сразу после переезда наш герой начал использовать псевдоним. Тогда это делали многие, если не все, публичные евреи, которые покинули прежнюю черту оседлости и вышли в люди: Актер Лейзер Вайсбейн стал Леонидом Утесовым, писатель Лазарь Гинзбург стал Лазарем Лагиным. А Менахем-Ман Нейман отныне представлялся, как Марк Бернес. Обычно он отшучивался, когда посторонние спрашивали о значении этого псевдонима. Но его фамилия не встречается у евреев-ашкеназов, хотя приблизительно может быть переведена с иврита, как «сын чуда» или «кудесник».

Марк начал заменять отсутствующих или заболевших актеров и в скором времени на равных вошел в состав театральной труппы. А с середины 1930-х стал сниматься в кино. Первые три роли были совсем незначительными, но третья картина «Человек с ружьем» была о том, как красноармейцы отправились на встречу с Лениным. Такой сюжет привлек внимание зрителей по всему Союзу, и молодого артиста, который к тому же исполнил песню, наградили орденом и, вообще, заметили.

С тех пор ему часто предлагали роли с исполнением песен. Но первый концерт наш герой дал только в середине войны. Он стал исполнителем нескольких всесоюзных хитов, и только после этого кинематограф в его жизни постепенно начал уходить на второй план. В 1940-е он был просто молодым популярным артистом, а в 1950-1960-е – едва ли не самым известным певцом во всем СССР.

Тем не менее, именно в это время у него начались проблемы. Существует две относительно достоверные байки на этот счет. Первая из них гласит, что Марк Наумович выступал на одном концерте, который посетил Никита Хрущев. Когда его стали звать на «бис», он не мог исполнить тех же песен согласно неписанным правилам сцены. А петь что-то помимо заранее утвержденного репертуара означало создать неприятности организаторам. В результате он отказался выходить второй раз, и генсек на это сильно обиделся.

Вторая история говорит о том, что артист случайно был остановлен гаишником. Тот постучал своей палкой по недавно окрашенной машине, и Бернес был настолько этим возмущен, что просто дал газу и тут же уехал. А гаец рассказал о произошедшем в выгодном для себя свете.

Так или иначе, после этого Бернсу пришлось нелегко. У него отменяли концерты – о гастролях и заработке можно было забыть. Его перестали приглашать на сцену, а на весь Союз вышли разгромные статьи, что наш герой «зазвездился» и что у него нет таланта. Но со временем его вновь вернули в обойму. И в 1960-м году певец открыл для публики песню «Враги сожгли родную хату», написанную 15 лет назад, но запрещенную, как слишком пессимистичную.

Бернес был артистом старой школы, и сам не писал ни текстов, ни музыки. Но у него был отличный творческий нюх, и он умел безошибочно выбирать те песни, которые обязательно станут хитами. Последней из них стали «Журавли», которые повествуют о том, как павшие на войне солдаты превратились в этих красивых птиц. Лирический герой этой песни думает о том, что некогда он пополнит их ряды.

Когда Бернес работал над этой песней, то хорошо понимал, что она станет последней. Давние проблемы в oнкoлoгичecкой области к тому времени обострились настолько, что ему оставалось очень немного времени. Когда в 1969-м году певец победы ушел из жизни, его провожали именно по песню «Журавли».
Категория: Забытые и незабытые актерские судьбы | Просмотров: 22 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]