Главная » 2024 Ноябрь 20 » Старообрядцы
10:23 Старообрядцы | |
Давайте подробнее познакомимся с укладом жизни и обычаями старообрядцев Алтая. Старообрядцы или все таки раскольники? В XVII веке реформы патриарха Никона, поддержанные царем Алексеем Михайловичем, привели к масштабному расколу в Русской церкви. Церковные обряды и книги подверглись изменениям, что вызвало протест среди части верующих. Противники новшеств называли себя «ревнителями древлего благочестия» и считали сторонников реформ раскольниками. Впоследствии раскол углубился из-за светских реформ Петра I, что еще больше отдалило старообрядцев от государственной церкви. На Алтае и в Сибири таких людей часто называют кержаками — по названию реки Керженец, где изначально обосновались старообрядческие общины. Из этих мест вышли многие известные наставники староверов. Спасаясь от преследований, старообрядцы искали укрытие в труднодоступных уголках страны, таких как Урал, Сибирь и даже за пределами России. Бегство во спасение и легенда о Беловодье Легенда о Беловодье долгое время вдохновляла старообрядцев, ища покой вдали от гонений. В преданиях эта земля представлялась местом, где царит богатство, справедливость и истинная вера, недоступная царским властям. В Беловодье, как верили, сохранилась «святоотеческая вера», а его недоступность обеспечивалась высокими горами, густыми лесами и глубокими ущельями. Среди раскольников ходили рукописные «маршрутники» — своеобразные путеводители к этой земле. Они описывали путь из Москвы через Казань и Урал, далее сплавляясь по рекам и переходя через горы, до деревни Уймон. Там жившие люди направляли путников дальше. Маршрут вел через «соленые озера», «сорок четыре дня пешком через Китай и Губань» к местам с загадочными названиями: «Богогогша», «Кокуши» и «Ергор». Но достичь Беловодья можно было, как гласила легенда, только обладая чистотой духа. В этой мифической стране не знали воровства, а антихрист никогда не сможет туда проникнуть. До сих пор на пути к загадочному Беловодью сохранились поселения, основанные староверами, некогда стремившимися обрести эту мифическую страну. Но утверждение, что Беловодье расположено в Уймонской долине, ошибочно. Местные жители, прекрасно знающие правду, предпочитают хранить её в тайне. Тем не менее, легенды о Беловодье живы и сегодня. Ведь как не верить, когда воды верхней Катуни действительно имеют беловатый оттенок, перенося в своих потоках белую глину, словно материализуя древние предания? Каким был уклад и жизнь старообрядцев на Алтае? В конце 18 века предки современных жителей Уймонской долины, старообрядцы и беглецы, поселились на отдалённых территориях у рек Коксу и Аргут. Эти поселения были небольшими, состоящими обычно из 3-5 дворов, и располагались в уединённых местах среди горных ущелий и на взгорьях. В таких труднодоступных районах люди строили простые избы, амбары для хранения зерна, а также бани и мельницы. Основными занятиями местных жителей были сельское хозяйство, охота на диких животных, ловля рыбы и торговля с соседями — алтайцами, монголами и китайцами. Взаимоотношения с поселениями в Бухтарминской долине также сыграли свою роль в экономике этих мест. Но Уймонская долина привлекала не только старообрядцев. Среди поселенцев встречались и мастера, отказавшиеся работать на рудниках и других предприятиях, и служивые, сбежавшие от обязательной службы, и другие люди, стремившиеся к свободе и независимости. Весь этот контингент находился вдали от глаз властей, скрываясь в горных районах. Царские войска не раз пытались найти беглецов и наказать их, однако большая часть их усилий была безрезультатной. В большинстве случаев войска уничтожали только посевы и сжигали поселения, не в силах поймать людей. С каждым годом скрываться становилось всё сложнее, и в 1791 году старообрядцы и другие жители горных селений приняли решение отправить в столицу сразу три делегации с просьбой о прощении и закреплении их подданства Российской империи. Екатерина II, после рассмотрения их просьбы, в 1792 году издала указ, дарующий им прощение и гражданские права в составе России, что положило конец многолетним гонениям и стало началом новой эпохи для этих людей. После того как старообрядцы получили прощение и официальное признание, они покинули труднодоступные горные ущелья и обосновались в более подходящей для жизни Уймонской долине. Здесь, в сравнительно просторных и плодородных местах, они могли заниматься сельским хозяйством, разводить скот и пчел, а также развивать другие ремесла, необходимые для жизни. В Уймоне старообрядцы создали несколько поселений, среди которых первым стало село Верхний Уймон. От него позже возникли и другие деревни. В воспоминаниях старожила Железнова рассказывается, что когда его предки перебрались в эти края, алтайцы с радушием помогали им, пряча от церковников и охотно принимая в свою общину. Старообрядцы встали на ноги, каждый обосновал своё хозяйство и жил довольно обеспеченно. Однако, несмотря на успешную жизнь, они продолжали трудиться не покладая рук — ложились поздно, а вставали рано, чтобы успеть всё сделать. Охота занимала важное место в жизни старообрядцев. Она была не только способом добычи пищи, но и целым искусством, в котором разрабатывались особые методы для ловли различных животных. Охота оставалась одним из главных занятий местных жителей, и во многих семьях мясо дичи до сих пор является основным источником пищи. Помимо охоты, местные жители также были искусными каменщиками и крестьянами. Они распахивали земли и занимались сельским хозяйством там, где это позволяли природные условия, делая их жизнь ещё более самодостаточной и процветающей. Жизнь, посвященная молитве Уймонская долина, в которой расположены старообрядческие поселения, всегда славилась своим особым укладом жизни. Местные жители известны своей глубокой духовностью и преданностью религиозным традициям. Практически каждый день здесь посвящен молитвам и чтению священных текстов. До конца 19 века в Уймоне не было распространено светское чтение, и книги, сохраненные старообрядцами, в основном были религиозными. Несмотря на это, грамотность среди местных жителей была очень высокой, включая женщин и детей — почти каждый мог читать и писать. Необычные качества местных жителей также не остались незамеченными у исследователей. Многие путешественники, посещавшие эти края, отмечали смелость, решительность и уверенность уймонцев. В своих работах ученые, такие как К. Ф. Ледебур, который побывал в Уймоне в 1826 году, писали о том, что люди этой местности не были замкнутыми или пугливыми, а наоборот — открытыми и прямодушными. Они не стеснялись чужаков, а проявляли бескорыстие и доброжелательность. К.Ф Ледебур Этнографы, такие как А. А. Принтц, подчеркивали, что алтайские старообрядцы — это народ, отличающийся не только отвагой и решительностью, но и несгибаемой силой воли. Женщины Уймона не уступали мужчинам в этих качествах, что также обращало внимание путешественников. В.В. Сапожников, известный исследователь, отмечал, что жители этих мест — уверенные и смелые люди, прекрасно ориентирующиеся в окрестностях и обладающие широким кругозором. Такие характеристики старообрядцев Уймона остаются неизменными на протяжении веков, и, несмотря на время и изменения в окружающем мире, эти черты сохраняются и по сей день. | |
|
Всего комментариев: 0 | |