Главная » 2025 Март 1 » Борис Новиков
14:31 Борис Новиков | |
Почему так произошло? Об этом мы расскажем в нашей статье. Начало карьеры Бориса Новикова было одновременно удачным и неудачным. Он окончил Школу-студию Юрия Завадского, и тот сразу взял его в труппу Театра Моссовета. Однако полноценных ролей Новикову не давали, ограничиваясь второстепенными, проходными персонажами. В отсутствие серьезной занятости в театре, он начал постепенно строить карьеру в кино. В 1958 году он громко заявил о себе, сыграв Митьку Коршунова в экранизации «Тихого Дона». Только в 1961 году, после тринадцати лет без значительных ролей, Новиков наконец получил возможность раскрыть свой талант. В театре поставили спектакль «Василий Теркин», и главную роль доверили ему. Несмотря на то, что у зрителей уже был перед глазами канонический образ Теркина, созданный художником Верейским, а Ростислав Плятт на обсуждении заявил, что таких русских солдат, как Новиков, не бывает, спектакль имел оглушительный успех. Автор произведения, Александр Твардовский, был настолько впечатлен игрой актера, что помог ему получить квартиру в знаменитой высотке на Котельнической набережной. Новиков переехал туда с женой, актрисой Надеждой Климович, и двенадцатилетним сыном Сережей. Однако со временем эта квартира стала для него не благословением, а настоящей клеткой, из которой он мечтал вырваться, а в старости она и вовсе превратилась в тюрьму. После премьеры «Теркина» Фаина Раневская, ведущая актриса Театра Моссовета, написала Новикову восторженное письмо. Казалось бы, успех был налицо, но за кулисами ситуация складывалась иначе. Против Новикова ополчился сам Юрий Завадский. Режиссер, который не ставил «Теркина» (это сделал Александр Шапс), начал испытывать ревность к успеху актера. Когда Новикова выдвинули на Ленинскую премию, Завадский, у которого этой награды не было, использовал все свои связи, чтобы не допустить победы актера. Этот удар Новиков перенес тяжело. Осознав, что Завадский не собирается давать ему значимых ролей, он прямо спросил режиссера: «Почему?». Завадский холодно ответил: «А ты кто?». Новиков ушел из театра, хлопнув дверью, а роль Теркина передали Олегу Анофриеву. После ухода из Театра Моссовета Новиков оказался в сложной ситуации. Ни один театр не хотел брать его в штат, опасаясь конфликта с Завадским. Лишь режиссер Валентин Плучек из Театра Сатиры предложил ему роль в спектакле «Теркин на том свете». Однако и здесь Новикова ждало разочарование: главную роль отдали Анатолию Папанову. Вскоре стало ясно, что Новиков не вписывается и в коллектив Сатиры. На сцене Новиков был гениален, но в жизни его поведение часто вызывало нарекания. Он мог появиться на репетиции в нетрезвом виде, опоздать или импровизировать, что особенно раздражало коллег, таких как Татьяна Пельтцер. Между ними постоянно возникали конфликты. Однажды Новиков бросил ей в запале: «Татьяна Ивановна, вас никто не любит, кроме народа». Несмотря на все сложности, Новиков продолжал демонстрировать высочайший уровень актерского мастерства. Его органичность и естественность на сцене были настолько яркими, что рядом с ним даже такие актеры, как Андрей Миронов, казались менее убедительными. В спектакле «Ревизор» Миронов играл Хлестакова, а Новиков — Осипа. Зрители были покорены тем, как Новиков не играл, а жил в образе. В кино Новиков также достиг больших высот. Его роли в фильмах «Семь стариков и одна девушка» (1968), «Адъютант его превосходительства» (1969) и «Тени исчезают в полдень» (1971) стали классикой советского кинематографа. Особенно запомнился его персонаж Тарас по кличке «Купи-продай». Однако личная жизнь актера была наполнена трагедиями. В 1975 году его сыну Сергею поставили диагноз «спазм сосудов головного мозга». Молодой человек постепенно терял связь с реальностью, превращаясь в «человека дождя». В доме Новиковых также поселился брат жены, который лишился своей квартиры. Все это заставляло актера проводить больше времени вне дома, где он часто оказывался в компании тех, кто предлагал выпить. Несмотря на личные трудности, на съемках Новиков всегда оставался профессионалом. Его эпизодические роли, такие как алкаш в фильме «Преступление» (1976) или дворецкий в «Тайне черных дроздов» (1983), всегда были яркими и запоминающимися. Особое место в его карьере занял фильм «Белые росы» (1983). Новиков также активно работал в озвучке мультфильмов. Его голосом говорят такие персонажи, как Почтальон Печкин и бандит Курочкин. Последние годы жизни актера были особенно тяжелыми. С распадом СССР и упадком кинопроката работы стало меньше. Однажды, возвращаясь из магазина, Новиков упал и сломал шейку бедра. Его нашли прохожие, которые узнали актера и помогли добраться домой. Это была его последняя «роль». Лишенный подвижности, он оказался заперт в квартире с женой и больным сыном. Когда Борис Новиков ушел из жизни, у его семьи не было средств на достойные похороны. Урна с его прахом несколько лет стояла в квартире, где он провел свои последние дни. Но, несмотря на все трудности и трагедии, народ помнит и любит Бориса Новикова. Его талант, искренность и неповторимая органичность навсегда останутся в истории советского кино и театра. | |
|
Всего комментариев: 0 | |