Главная » 2025 Март 5 » Поль Мориа
09:08 Поль Мориа | |
Его музыка навсегда вошла в нашу жизнь. 100 лет со дня рождения Поля Мориа Вчера 5187 5 мин Сто лет... От этой цифры веет чем-то тяжёлым, фундаментальным, гранитным и бронзовым. Между тем, в мелодиях, аранжированных и записанных этим человеком, по-прежнему сияет и искрится парящая молодая энергия. Секрет — в мастерстве, таланте, трудолюбии. И в чём-то волшебном, что не измерить привычными рамками. Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту. В бесчисленных альбомах оркестра Поля Мориа — вся траектория музыки XX века, её смысл и суть безо всяких слов, все лучшие мелодии в удобном формате на стыке эстрадного блеска и классического благородства. Скромный французский дирижёр без лишних слов сумел объединить культуры и выйти за пределы всяческих границ — лишь с помощью музыки. Наследие Поля Мориа, по сути, монолитно. Среди его пластинок нет особых прорывов, как нет и провалов. Любой альбом или сборник можно слушать с любого места, и рано или поздно наткнёшься на знакомое и любимое: на мелодию из детства, на заставку телевидения или радио, на песню, которая сияет новыми красками под взмахом дирижёрской палочки Поля Мориа. История Поля Мориа началась 4 марта 1925 года в Марселе — городе, где солнце, море и звуки фортепиано слились в единую симфонию. Уже в четыре года талантливый мальчик сел за инструмент под чутким руководством отца, который не только научил его азам ремесла, но и открыл мир классической и популярной музыки. В десять лет Мориа поступил в Марсельскую консерваторию. Настоящим откровением для юного музыканта стал джаз. Загадочная музыка с другого континента стала для него не просто интересной диковинкой, а новым способом мыслить. В студенческом джаз-клубе у Поля Мориа родилась идея создать собственный бэнд. Оркестр и впрямь возник, но не вполне джазовый. И не сказать, чтобы классический. Окончив консерваторию с отличием, Поль Мориа в 17 лет собрал свой первый коллектив, который быстро завоевал популярность во Франции, а затем и в Европе. Уникальная манера исполнения и авторские аранжировки стали визитной карточкой коллектива. В 1957 году Мориа переехал в Париж, где начал работать на звукозаписывающей компании Barclay. Его аранжировки пригодились таким звёздам, как Шарль Азнавур, Далида, Морис Шевалье. Слава пришла в 1962 году, когда Мориа совместно с Франком Пурселем написал песню «Chariot», принесшую Гран-при на «Евровидении». Переименованная в «I Will Follow Him», эта композиция покорила весь мир. В 1964 году Мориа вместе с Раймоном Лефевром написал задорный твист «Douliou-douliou Saint-Tropez» к комедии «Жандарм из Сен-Тропе» с Луи де Фюнесом в главной роли. В фильме песню исполняет актриса Женевьева Град. Успех был оглушительным, и через год последовало продолжение — «Жандарм в Нью-Йорке». На этот раз Лефевр полностью разделил работу над саундтреком с Мориа. В 1966 году Поль Мориа стал музыкальным директором Мирей Матьё. Вместе с поэтом Андре Паскалем он написал для неё хит «Mon credo». Весной 1967 года оркестр маэстро вместе с артистами парижского мюзик-холла «Олимпия» сопровождал певицу во время гастролей в Москве, Ленинграде и Казани. Но главным делом жизни Поля Мориа стал его гранд-оркестр, основанный в 1965 году. С ним он записывал инструментальные версии популярных песен, переосмысливал классику и создавал собственные шедевры. Почти три десятилетия Пол Мориа выпускал альбом за альбомом, предлагая собственное видение европейских поп-шлягеров и рок-хитов, джазовых стандартов, мелодий из разных стран и уголков света. Оркестр Поля Мориа гастролировал по всему миру: от США и Латинской Америки до Японии, где ансамбль в 1977 году собирал аншлаги, играя по два концерта за один день. Триумфом Поля Мориа стала оркестровая версия песни «Love is Blue», которая в 1968 году покорила хит-парады по всему миру. Мориа — единственный французский исполнитель, добившийся такого успеха. Отношения с Россией также складывались на редкость гармонично. В 1965 году Поль Мориа, словно художник, взявшийся за новую палитру, записал альбом, посвящённый русской музыке. Пластинка «Russie de toujours» («Вечная Россия») стала его своеобразным приношением культуре далёкой и загадочной, но близкой по духу страны. Позже альбом переиздавали под именем «The Russian Album». В СССР музыка Поля Мориа стала частью повседневной жизни для миллионов слушателей. Его композиции лились из радиоприёмников и телевизоров, сопровождая фильмы, заставки, всенародно любимые передачи и прогноз погоды. А мультфильмы! «Ну, погоди!», «Заколдованное слово», «Контакт» — любой сюжет оживал под волшебную музыку родом из Франции. Кто же не помнит, как в программе «В мире животных» на протяжении многих лет звучала оркестровая версия мелодии «Жаворонок» из хоровой кантаты «Наше Рождество» Ариэля Рамиреса! С середины 1970-х пластинки Поля Мориа начали выходить в СССР по лицензии. Четыре альбома разошлись многомиллионными тиражами. Один из приездов маэстро в Советский Союз привёл к появлению в репертуаре Мориа инструментальной версии песни «Под музыку Вивальди», написанной Виктором Берковским и Сергеем Никитиным на стихи Александра Величанского. Сергей Никитин вспоминал: «Поля Мориа привезли поужинать в Центральный Дом работников искусств. Мы с Татьяной только что отработали концерт и уже собирались уходить, но нас попросили остаться и что-нибудь исполнить для французских гостей. Мы спели несколько песен, первой из которых была "Под музыку Вивальди". У Поля Мориа загорелись глаза и он попросил нас подарить эту мелодию. И добавил: "Я без этой музыки не уеду". На следующий день мы пришли к Полю Мориа в "Метрополь", принесли ноты, записи. А через два месяца во Франции вышла пластинка "Dans les yeux d’Emilie". Оркестр Поля Мориа записал нашу песню, французы перечислили всех авторов: Величанский, Берковский, Никитин». Запись «Под музыку Вивальди» словно навела ещё один творческий мост между Москвой и Парижем. Поль Мориа, вдохновлённый русской песней, подарил ей новую жизнь, а советские слушатели получили возможность услышать её на одноимённом альбоме, вышедшем у нас в стране. Поль Мориа завершил активную концертную деятельность в 1998 году. Он подарил миру многое, наполнив его красотой, и ушёл 3 ноября 2006 года в возрасте 81 года. Душа Мориа осталась в его музыке — от природы гармоничной, профессионально отточенной, но при этом отчаянно романтичной, неземной по настроению. Кажется, от неё исходит внутреннее сияние: именно это свойство мелодий от Мориа по-прежнему притягивает слушателей. | |
|
Всего комментариев: 0 | |