Главная » 2025 Май 18 » Он был скромным
16:20 Он был скромным | |
Учился он в Москве, в ГИТИСе. Уже тогда у него была внешность, которая.... мешала, слишком уж красивый. До Человека-амфибии у него были, конечно, маленькие роли. Короткие появления, эпизоды, где больше молчишь, чем играешь. Он ещё только подбирался к большому экрану, а потом вдруг — бац! — и тебя выбирают из сотен претендентов на главную роль самого необычного советского фильма десятилетия. Владимир за кадром На момент съёмок Человека-амфибии Владимиру Кореневу было всего 21 год. Представь себе: ты только закончил обучение, ещё толком не понял, как работать с камерой, а тебе уже вручают главную роль в масштабной картине, где надо не просто играть, а буквально быть не человеком, а существом нежным, чистым, не от мира сего. Съёмки шли в Баку, в студии «Азербайджанфильм», плюс немного в Крыму, вода, жаркое солнце, сложные условия. А ведь никаких компьютерных эффектов тогда не было: все подводные сцены — вживую, с аквалангом, с дублями, без дублёров. Коренев до этого плавал плохо, но ради роли тренировался как одержимый. И всё это с такой пластикой, будто он в воде родился. Коллеги потом вспоминали, что он был невероятно скромным, даже застенчивым. На съёмочной площадке была тишина, дисциплина, почти монашеская сосредоточенность. При этом, конечно, все в него влюблялись. И актрисы, и костюмерши. Фильм стал культовым. Его посмотрели около 65 миллионов человек, он вошёл в десятку самых кассовых в истории СССР. Очереди в кинотеатрах, обмороки у девчонок. Ихтиандр стал героем мечт и снов целого поколения. Жизнь после фильма Вчерашний студент, который ещё месяц назад шептал монологи в щукинской аудитории, просыпается знаменитым на всю страну. Его фото — в «Огоньке», в «Советском экране», в витринах книжных магазинов, на плакатах. На улицах его узнают, женщины останавливают и смотрят, как на привидение — красивое, невозможное. Его заваливают письмами, зовут на встречи, премии, фестивали. Но знаете, в отличие от многих, Коренев не купался в этой славе с головой. Он не был тусовщиком, не рвался в элиту. Он держался тихо, чуть-чуть сзади, чуть в тени, будто сам не верил, что это всё про него. Многие коллеги говорили: «Он как будто и правда не отсюда». Спокойный, немного печальный, почти воздушный. Он продолжил играть в театре. Не ушёл в Москву за контрактами, не стал требовать больших гонораров. Напротив, вернулся в родной театр им. Станиславского, где сыграл несколько десятков разных ролей, основных и второстепенных. Самое обидное (речь о кино) После Человека-амфибии Коренев вместо рывка вверх получил стену. Казалось бы, он доказал, что может держать крупный план, передавать сложную эмоцию без слов, быть пластичным, чувственным, глубоким. Его звали в кино. Но фильмы были сплошь проходные: «Свет далёкой звезды», «Дети Дон Кихота», «Сыны Отечества». Где-то играл эпизоды, где-то интеллигентов, художников, романтиков. Везде — красивая оболочка, но ни одной роли В КИНО, которая перевернула бы всё снова. Ни одной, где он мог бы показать, что он не только лицо на афише, но и глубокий, сильный актёр. А ведь был. И он всё это прекрасно осознавал. Но не жаловался. Не бегал по ток-шоу, не стучал в двери студий. Просто ушёл в театр, где и провёл всю оставшуюся жизнь. Да, он знал, что стал аксёром одной роли, знал, что зрители даже в театре, увидев его, начинали шептаться: «Это же Ихтиандр!» — и спектакль срывался. Один раз его вывели на сцену с небольшой эпизодической ролью, и зал аплодировал, будто вышла легенда. Что-то сыграть после этого было нереально. И он сам это всё понимал, просто говорил: «Ну представьте меня передовиком у станка… Смешно же, правда?» Он даже шутил над этим, хотя внутри — понятно — было горько. Его внешний облик, эта почти сверхъестественная красота, стала стеной. Слишком яркий, слишком особенный, слишком Ихтиандр, чтобы быть кем-то ещё. Вот что однажды сказала дочь Владимира: Отец много лет прослужил в театре, сыграл множество ролей, но Ихтиандр, конечно, запомнилась зрителю больше всего. Переживал ли он об этом? Думаю, нет. Он всегда считал себя больше театральным актером, чем киношным. Часто он говорил мне: «Можно сыграть в тысяче фильмов и тебя никто не будет знать, а можно сыграть одну роль и тебя будут узнавать по ней все». Да, он часто снимался в кино, но большее удовольствие ему точно приносила сцена театра. Женщина, которая его не отпустила Вот про кого нельзя не рассказать, так это про жену Владимира, актрису Алефтину Константинову. Они познакомились, когда он был совсем юным — восемнадцать лет, красивый как киношный принц, растерянный, свежий, почти ещё мальчик. Она на четыре года старше, уже опытнее, твёрже стоит на ногах. Учились вместе, и как-то сразу стало понятно: эта женщина его не отпустит. И действительно не отпустила. Сама взяла инициативу в руки: предложила пожениться прямо перед съёмками Человека-амфибии. Мол, на море поедешь, вокруг девки в купальниках, лучше пусть будет кольцо на пальце. Коренев, как настоящий влюблённый мальчишка, согласился. И уехал в экспедицию уже в статусе мужа. А что было потом — мы знаем: слава, поклонницы, Вертинская, ночные прогулки за руку... Алефтина всё это пережила, хотя, говорят, поначалу в Крым ездила сама — держать ситуацию под контролем. Она была не просто женой — она была его крепостью. Буквально. Всё тянула на себе: быт, гастроли, театр, дочку Иру. Отбивала фанаток, строила маршруты, договаривалась с режиссёрами. Без неё Владимир бы просто утонул в этом море обожания и своей же неуверенности. Все решения были через неё. Его даже в театр, по словам дочери, взяли «по просьбе мамы». Вот такая была женщина — не громкая, не публичная, но сильная как скала. Дочка Ирина — актриса, пошла по родительским стопам. Отец для неё был не иконой, а живым человеком. После его смерти она говорила: «Они любили друг друга. Им было интересно друг с другом. И это важнее всего.» Но, конечно, не всё было гладко. Однажды на ток-шоу объявились внебрачные дети: одна женщина показала ДНК-тест, другая рассказала о сыне, которого он якобы бросил до рождения. Официальная семья — в шоке. Ирине больно, Алефтина ничего не комментировала. А сам Коренев — никогда ничего не подтверждал и не опровергал. Молчал. Может, не знал. Может, знал, но стыдился. А может — просто не хотел, чтобы этот тихий, бережный брак разбился о крики чужих людей из телевизора. И что бы там ни говорили — с Алей они прожили 60 лет. До самого конца. Алевтине сейчас 88 лет. Владимира Коренева не стало в возрасте 80-ти лет в 2021 году. Жаль, что мы так и не увидели его в другом кино Иногда смотришь на кадры молодого Коренева — в белых брюках, с этим полубессмертным взглядом Ихтиандра — и становится горько. Потому что хочется не только вспоминать, каким он был, но и представлять, каким он мог бы быть. Да, его актерский талант был полноценно реализован на сцене театра. Но мне кажется такой красоте, такой фактуре — просто не дали шанса заиграть по-настоящему именно в кино. Он мог бы быть русским Гамлетом, космонавтом, поэтом, князем. Мог бы сыграть тоску, любовь, предательство, веру — всё то, что у него жило внутри. Потому что за этой внешностью была глубина, о которой постоянно рассказывали близкие актера. Но мы, зрители, получили только одну роль. Волшебную, чудесную — но одну. И потому остаётся сожаление. Что его слава так рано обернулась тенью. Что из-за страха клише его просто не позвали. Что кино не рискнуло. А ведь мы бы смотрели. Мы бы поверили. Потому что он был не просто красивым — он был живым, хрупким, умным. И мы это чувствовали. | |
|
Всего комментариев: 0 | |