Главная » 2025 Июль 7 » Белые цыгане
08:54 Белые цыгане | |
6 мин Знаете ли вы о существовании целого народа, который вот уже несколько веков живет в самом центре Европы, но остается практически незамеченным? Нет? Не удивительно. Ениши - одно из самых загадочных этнических меньшинств Европы, о котором большинство европейцев даже не слышали. Вдумайтесь, насколько странно это звучит в XXI веке: в эпоху, когда мы так озабочены правами меньшинств, в развитой демократической стране существует целый народ с многовековой историей, собственным языком и культурой, которого просто... не замечают. Как такое возможно? В коалиционном договоре ХДС/ХСС и СДПГ от 2013 года перечислены четыре национальных меньшинства Германии, которым гарантирована защита: датчане, сорбы, фризы и немецкие синти и рома. О енишах - ни слова. Словно их не существует. А ведь по оценкам некоторых экспертов, только в Германии живет около 400 тысяч потомков енишей! Впрочем, официально их насчитывают всего около 10 тысяч. Поразительная разница, не правда ли? Откуда же взялись ениши? Их история уходит корнями в позднее Средневековье. Представьте себе тяжелые времена: войны, эпидемии, неурожаи. В таких условиях множество людей теряли кров - обедневшие ремесленники, бывшие наемники, преследуемые евреи, бродяги всех сортов. Постепенно эти разрозненные группы начали объединяться, образуя особую социальную прослойку, которая со временем стала самостоятельным этносом. Что удивительно, общество большинства относилось к ним с подозрением вовсе не из-за агрессивности енишей. Напротив! Эти люди не стремились захватывать территории или навязывать свою веру другим. Они были мирными торговцами и ремесленниками. Но именно эта непохожесть на доминирующую культуру вызывала недоверие и приводила к гонениям. У енишей есть свой язык! Не просто диалект - полноценная лингвистическая система со своим словарным запасом. Исследователи обнаружили в нем удивительную смесь - немецкая грамматика сочетается с лексикой из арго, еврейскими и цыганскими заимствованиями. Получился уникальный языковой коктейль, который служил не только средством общения, но и защитой от чужаков. В местечке Нерот (земля Рейнланд-Пфальц), когда-то славившемся производством проволочных изделий, еще недавно старшее поколение помнило енишский диалект. На местном сайте скупо сообщают: "Часто они шли вдвоем и общались между собой на "енишском", тайном языке, который чужаки не понимали". А вы когда-нибудь задумывались о том, как распространялись новости и товары в эпоху до интернета и железных дорог? Ениши были настоящими проводниками прогресса своего времени! Они путешествовали от деревни к деревне, от города к городу, принося с собой не только товары, но и информацию. Что они только не делали! Чинили сломанную посуду, плели корзины, изготавливали мышеловки из проволоки, торговали тканями и мелкими бытовыми предметами. Они создавали "Paias" - соломенные чучела, которые до сих пор сжигают в некоторых регионах во время праздников. Ениши не выбрасывали сломанные вещи, а находили им новое применение - настоящие пионеры переработки вещей задолго до появления этого модного термина! Самая мрачная страница в истории енишей связана с эпохой Третьего рейха. Для расово одержимых нацистов они представляли идеологическую проблему. Ениши были этническими немцами, но вели "ненемецкий" образ жизни. В итоге нацисты причислили их к "живущим по-цыгански" и включили в программу преследований. В своей маниакальной одержимости классификацией расовый исследователь Роберт Риттер писал: "Как я уже неоднократно подчеркивал в своих докладах, кроме цыган к группе населения, контролируемой склонными к криминалу кочующими цыганскими баронами, следует причислить также асоциальную енишскую кочующую группу". Что это означало на практике? Аресты, принудительная стерилизация, концентрационные лагеря и смерть. Точное число погибших енишей до сих пор не установлено - еще одно свидетельство их исторической невидимости. В некоторых случаях, после "расовых исследований", енишей могли признать "арийцами с асоциальным поведением" и отпустить - жуткая ирония судьбы в бюрократических лабиринтах нацистской системы! В 2013 году журналист Йозеф Кельнбергер рассказал историю Александра Флюглера из Зингена - успешного 59-летнего предпринимателя с сотней сотрудников. Казалось бы, воплощение немецкой предпринимательской мечты! Но всю жизнь его обзывали "грязным цыганом", хотя он - ениш. Теперь этот человек пытается создать первый в Германии культурный центр енишей. Символично, что фильм о енишском мальчике Эрнсте Лоссе, убитом нацистами ("Туман в августе"), прошел в кинотеатрах почти незамеченным. Ениши обладают удивительной особенностью: у них нет явных внешних отличительных черт. Они носят фамилии из разных стран мира и при желании могут просто "раствориться" в обществе большинства. Это одновременно и защитный механизм, и причина их исторической невидимости. В Ирландии и Великобритании живут тинкеры или "ирландские путешественники" - народ, во многом напоминающий енишей. О них вспоминают, в основном когда нужно рассказать о проблемах и конфликтах. Газеты пестрят описаниями их "неоновых платьев", "роскошных жилых автоприцепов" и "аномального образа жизни". "Тинкеры сильно бросаются в глаза в городе, прежде всего молодые девушки. Обычно они носят очень короткие платья неоновых цветов", - писала немецкая газета General-Anzeiger в августе 2013 года. Выселение кочевников в Бонне сопровождалось по-настоящему драматической сценой: 40 полицейских, пожарные и даже судья участкового суда! И всё это из-за подозрения в нарушении неприкосновенности жилища, порчи имущества и... кражи велосипеда. Неужели для этого действительно требовалась такая армада представителей власти? Почему же енишей словно стирают из коллективной памяти? Это не случайность и не недосмотр. В этом проявляется глубокое противоречие современного европейского общества: с одной стороны, оно чрезвычайно чувствительно к вопросам дискриминации и защиты прав меньшинств; с другой - оно способно полностью игнорировать целый народ, который живет рядом уже несколько веков. Даже традиционные промыслы енишей оказались под угрозой в современном мире. Новые законы о переработке отходов передали контроль за сбором вторсырья муниципальным властям, лишив "малых собирателей" - как чиновники называют енишей - возможности заниматься привычным делом без специальных лицензий. Почему немецкий парламент, так озабоченный судьбой коренных народов по всему миру, не замечает меньшинство в собственной стране? Что мешает официально признать енишский языком национального меньшинства, как это сделали в соседней Швейцарии? Неужели мы дождемся, когда уйдут последние свидетели нацистских преследований енишей, и их история будет безвозвратно потеряна? Культурное богатство, сила адаптации, вековой опыт выживания енишей - всё это остается неизученным. А ведь такие сообщества могли бы многому научить наше стандартизированное общество. Возможно, следующему составу немецкого парламента или новому федеральному президенту хватит смелости и дальновидности, чтобы наконец заметить тех, кто веками жил среди нас, оставаясь невидимыми? Время не ждет. История енишей - это не просто история одного малого народа. Это зеркало, в котором отражается наша собственная способность к инклюзивности и признанию многообразия. И пока ениши остаются в тени, это зеркало показывает нам не самое лестное отражение. | |
|
Всего комментариев: 0 | |