Главная » 2025 Август 11 » Мать Лермонтова
08:37 Мать Лермонтова | |
А где же мать? Ее уже нет – хрупкая и нежная Мария Лермонтова, чья жизнь оборвалась слишком рано, оставила сына в центре этой семейной бури. Ее тень витает над усадьбой Тарханы, а ее колыбельные, некогда звучавшие в этих стенах, все еще эхом отдаются в сердце маленького Миши. Кем была эта женщина и почему так рано ушла из жизни? И какие еще тайны тщательно пытались скрыть в семье поэта? Лермонтовские Тарханы Перенесемся в Тарханы – живописное село в Пензенской губернии, где среди бескрайних полей и дубовых рощ раскинулась усадьба Арсеньевых. В начале XIX века это было типичное помещичье имение: добротный барский дом, окруженный хозяйственными постройками, прудом и церковью, дышал размеренной жизнью дворянской глубинки. Сегодня Тарханы – это Лермонтовский музей-заповедник, одно из главных мест, связанных с именем Михаила Лермонтова. Ежегодно его посещают тысячи туристов. Именно здесь, в этом уютном уголке, 28 марта 1795 года появилась на свет Мария Михайловна Арсеньева, будущая мать поэта. Дом, где прошли ее детские годы, не сохранился – он был разобран по приказу Елизаветы Алексеевны Арсеньевой – бабушки поэта. В этом доме разворачивались настоящие страсти и кипели бури. Именно в нем сначала произошла трагедия, унесшая жизнь дедушки Лермонтова, а потом не стало матери будущего поэта. Волевая и властная Елизавета Арсеньева не могла справиться с грузом воспоминаний. Старую усадьбу она приказала сломать, а сама с внуком переехала в дом с мезонином – именно он сейчас фигурирует как «барский дом» в Лермонтовском музее-заповеднике. Семейные ссоры Мария была единственным ребенком Михаила Васильевича Арсеньева, отставного капитана лейб-гвардии, и Елизаветы Алексеевны, урожденной Столыпиной. Арсеньевы гордились своим древним происхождением. Они вели свой род от мурзы Золотой Орды, который перешел на службу к московскому царю. Столыпины же славились не только высоким происхождением, но и богатством. Неизвестный художник «Портрет Елизаветы Алексеевны Арсеньевой» / commons.wikimedia.org В браке явно доминировала Елизавета Алексеевна. Она получила богатое приданое, на которое и было куплено имение Тарханы. К нему было приписано более 500 душ крепостных. Род Арсеньевых к концу XVIII века обеднел. У Михаила Арсеньева почти ничего не было за душой, а имение Тарханы его предусмотрительная супруга повелела записать на свое имя. Творчески одаренный и по-своему гордый Михаил Васильевич с трудом переносил деспотизм жены, хотя, очевидно и был к ней привязан. Он находил отдушину в охоте и домашних спектаклях, но ссоры между супругами становились всё чаще. После рождения дочери Марии они настолько отдалились друг от друга, что супружеские отношения между ними сошли на нет. Страстный и увлекающийся Михаил Васильевич нашел утешение в лице соседней помещицы – княгини Мансыревой. Таинственная гибель дедушки поэта Отец Марии скончался при странных обстоятельствах 1 января 1810 года. Ему на тот момент не было и 42 лет. В семье об этом говорить было не принято, поэтому до наших дней дошли только скупые слухи и семейные предания. Один из первых биографов Лермонтова Павел Висковатый рассказывает об этом так. Относительно молодой еще супруг не ощущал себя счастливым с властолюбивой женой и увлекся то ли княжной, то ли княгиней, которая была соседкой по их имению. Елизавета Алексеевна узнала об этом и воспылала ревностью. Во время домашнего новогоднего спектакля между супругами произошла бурная ссора. Арсеньев ожидал к спектаклю свою возлюбленную, но его жена будто бы отправила навстречу княжне своих людей с запиской, где содержались угрозы. Та повернула назад, а Михаил Васильевич, узнав об этом, ушел в гардеробную и принял яд. По другой версии, поводом отравиться для отца Марии стало известие о том, что из армии возвращается муж его любимой княгини. Разнятся и другие детали – кто-то рассказывал, что он скончался прямо на сцене, другие говорили, что это произошло уже после спектакля. В одном сходятся почти все – в ту роковую ночь Михаил Арсеньев играл роль Могильщика в шекспировском «Гамлете». Вот уж, воистину, роковое совпадение! Мать и дочь Марии шел 15-й год, когда не стало ее отца. Всё свое детство она слышала ссоры между родителями. Потом стала невольной свидетельницей их отчуждения, омраченного слухами о романе Михаила Васильевича с соседкой-помещицей. После его внезапной и трагической кончины мать всю свою энергию направила на дочь. Хрупкая, болезненная девочка, любившая музыку и книги, росла под неусыпным взглядом матери, чья любовь порой граничила с одержимостью. Юная Арсеньева получила хорошее домашнее образование, была натурой возвышенной и утонченной. Однако властный нрав матери подавлял ее мечтательную натуру. Мать вмешивалась в каждый шаг дочери, от выбора книг до общения с соседями, стремясь уберечь ее от ошибок. Эта опека, смешанная с горькими воспоминаниями о предательстве мужа, делала их отношения сложными: Мария боготворила мать, но чувствовала себя словно в золотой клетке, из которой ей так хотелось вырваться. Елизавета Алексеевна мечтала о лучшей участи для дочери, чем ее собственный неудачный брак. Поэтому когда 16-летняя Мария влюбилась в Юрия Лермонтова, то мать яростно воспротивилась этому. Она видела в нем лишь бедного офицера с сомнительной репутацией, недостойного богатой наследницы. Мария, однако, проявила неожиданную решимость. Любовь вопреки Почему властная и упрямая Елизавета Алексеевна согласилась на неравный брак своей юной дочери? Существует предположение, что она опасалась за жизнь Марии. Прошло не так много времени после трагического добровольного ухода из жизни ее отца. Воспитанная на сентиментальных романах девушка могла повторить его путь, приняв яд. Елизавета Алексеевна, боясь потерять единственную дочь, уступила. Но позже ее плохо скрываемый гнев отразился в ее непримиримом отношении к зятю. Но началась война 1812 года, в которой Юрий принимал участие, вступив в Тульское ополчение. Он командовал егерским полком, участвовал в кампании по изгнанию Наполеона, потом полгода провел в госпитале. Мария всё это время ждала его и писала в свои альбомы стихи, посвященные ему. Обвенчались Мария и Юрий в феврале 1814 года. Ей было на тот момент почти 19 лет, ему – 27. Их чувства были так сильны, что их свадьба могла бы состояться и раньше. Любовь между Юрием и Марией была искренней, но их брак едва ли можно назвать счастливым. В их отношения постоянно вмешивалась Елизавета Алексеевна, указывая им, как нужно жить. Неизвестный художник «Портрет Юрия Петровича Лермонтова» / commons.wikimedia.org Мария разрывалась между чувствами к матери и мужу. Втайне она надеялась, что после появления на свет внука сердце непреклонной Елизаветы Алексеевны смягчится. Но ни тут то было – рождение наследника стало поводом для новых бесконечных ссор. Рождение Михаила Лермонтова Елизавета Алексеевна очень переживала, как пройдут роды, поэтому отвезла дочь в Москву. Ее разместили в доме возле Красных ворот. Именно здесь, в ночь со 2 на 3 октября 1814 года на свет появился мальчик, которому было суждено стать великим поэтом. 11 октября мальчика крестили. Разумеется, крестной матерью вызвалась быть сама Елизавета Алексеевна. Но и тут не обошлось без ссор. Отец мальчика настаивал на том, что в роду Лермонтовых испокон веков мальчиков называли Петрами и Юриями. Но бабушка хотела, чтобы мальчика назвали в честь ее покойного мужа Михаилом. Кто победил в этом споре – очевидно. Портрет ребенка-Лермонтова с бабушкой Елизаветой Арсеньевой и матерью Марией Михайловной Лермонтовой / Государственный исторический музей, Москва/ goskatalog.ru Из имения Тарханы загодя были выписаны две кормилицы. Врачи выбрали из них наиболее крепкую и здоровую – Лукерью Алексеевну. Именно она вскормила Мишу, о чем тот позже с благодарностью вспоминал. Приезжая в родные Тарханы, он привозил ей гостинцы. Бабушка новорожденного окружила дочь и внука неусыпной заботой, которая граничила с гиперопекой. С первых дней взяла на себя заботу о внуке и не терпела в этом ни малейших возражений. Когда малыш немного окреп, его с матерью перевезли в Тарханы, где он продолжал находиться под неусыпным надзором бабушки. «Бедная Маша» Как красивый, но хрупкий цветок, Мария постепенно увядала под гнетом болезней и семейных невзгод. Роды были тяжелыми и ее здоровье, подточенное чахоткой и нервными потрясениями, стало стремительно ухудшаться. Напряженные отношения с мужем и постоянное давление властной матери усугубляли ее состояние. Измученная физически и душевно, Мария теряла силы. Последней каплей стали быстро распространявшиеся слухи о том, что ее муж завел любовницу. Биограф Лермонтова Павел Висковатый даже приводит имя этой любовницы – Юлия Ивановна. Это была красивая и молодая крепостная, которая прислуживала в тульском имении Лермонтовых. Там ей увлекся кто-то из домашних и во избежание скандала ее передали в Тарханы, чтобы она прислуживала Марии. Но молодой отец Лермонтова не сумел избежать соблазна. Далее Висковатый пишет: «Этот эпизод дал повод Арсеньевой сожалеть бедную Машу и осыпать упреками ее мужа. Елизавета Алексеевна чернила перед дочерью зятя своего, и взаимные отношения между супругами стали невыносимы». Последние дни Марии Лермонтовой Чувствительная и нежная Мария не выдерживала груза семейных конфликтов. Слухи о неверности мужа и вмешательство матери в их жизнь создавали атмосферу, в которой бедная женщина чувствовала себя все более одинокой. В последние три года жизни Мария Михайловна почти не покидала Тарханы. Она находила утешение в материнстве – часто играла на фортепиано, держа маленького Мишу на коленях, и пела ему колыбельные. В последние дни мать Лермонтова уже редко вставала с постели. 24 февраля 1817 года, не дожив месяца до своего 22-летия, Мария умерла от чахотки. Ее похоронили в родовом склепе Арсеньевых, а над могилой установили памятник в виде разбитого якоря – символа ее несчастливой семейной жизни. Когда дочери не стало, Елизавета Алексеевна приказала снести старую усадьбу, с которой было связано столько горьких воспоминаний. На ее месте она велела построить церковь Марии Египетской. Споры из-за маленького Миши Смерть Марии стала трагедией для семьи, усилив разлад между тещей и зятем. Хрупкая и болезненная Мария была связующим звеном между этими двумя противоположными натурами: властной, богатой помещицей и импульсивным, но обедневшим офицером. После ее ухода остро встал вопрос о том, кто будет воспитывать Мишу. Бабушка, обладая значительным состоянием и влиянием, настаивала на своем исключительном праве заботиться о внуке. Отец, несмотря на свою любовь к сыну, оказался в невыгодном положении. Его скромное происхождение и ограниченные финансовые возможности делали его уязвимым перед напором Арсеньевой, которая не скрывала своего презрения к зятю, считая его неподходящей партией для дочери. Победила, как и всегда в их спорах, теща. Юрий Петрович уступил под ее давлением, понимая, что не сможет обеспечить Мише того уровня жизни и образования, которые обещала бабушка. Этот разрыв был болезненным: отец и сын оказались разлучены, а Юрий Петрович переехал в свое небольшое имение в Тульской губернии, оставив Мишу в Тарханах. Бабушка препятствовала тому, чтобы отец навещал сына. Только когда Миша стал подростком и стал обучаться в пансионе в Москве, отец смог общаться с ним более часто – тогда же он оценил его первые поэтические опыты. Но это общение продлилось недолго, так как в 1831 году Юрий Петрович скончался. Суровая бабушка пережила их всех – и дочь, и зятя, и даже внука. Влияние матери на творчество сына Мария Михайловна умерла, когда Михаилу не было и трех лет, но ее образ остался с ним навсегда. Она часто играла ему на фортепиано и пела грустные песни – он это запомнил. В 1830 году Лермонтов вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать». Неизвестный художник «Портрет Михаила Юрьевича Лермонтова в возрасте 3-4 лет» / Государственный литературный музей Мать будущего поэта была женщиной доброй и чувствительной. Ее современники вспоминали, что, несмотря на свое слабое здоровье, она часто ходила по деревенским дворам с лекарствами, помогая больным. В произведениях Лермонтова часто звучат отголоски нежности и тоски по утраченному, много одиночества и боли. Во многом – это влияние его матери Марии. Ее музыкальность, хрупкость и доброта передались сыну в виде «необычайной нервности» и чуткости к миру. Мария прожила короткую, как вспышка, жизнь. Но она успела сделать главное – подарить миру поэта, чьи строки зажгли сердца миллионов людей. Ее нежность и музыкальность оставили неизгладимый след в душе сына. Кто знает, может быть, именно ее влияние на Лермонтова определило его поэтическую судьбу? А какие чувства вызывает у вас история жизни Марии Лермонтовой? | |
|
Всего комментариев: 0 | |